ШАМПАНСКОЕ. (его еще называют вдовьим вином) Для многих шампанское — это символ веселья и жизнерадостности, грандиозного торжества и аристократичности, тайного свидания и любовных утех. Им напутствуют океанские лайнеры при спуске на воду и отмечают главные вехи человеческой жизни. А какой Новый год без шампанского.
В России со словом "шампанское" много путаницы. Раньше, да и сейчас, мы хлопаем пробками "Советского шампанского", стараясь не попасть пластиковым снарядом соседу в лицо и не замочить подол жёниного платья, совершенно не задумываясь над тем, что это не шампанское. После революции мы всячески пытались доказать Западу, что у нас не хуже. И виноделие было не исключением. Так появились наши вина с уже известными именами: наш кагор, а не группа вин французской области Кагор; наш портвейн, а не вино из португальского города Порто, наш херес, удивительно сочетающее в своем названии русское нет и английское да, а не испанское знаменитое вино; советское шампанское, а не игристое вино из французской области Шампань. То, что шампанское имеет какое то отношение к французской провинции сейчас уже знают почти все.
Но многие заблуждения, связанные со словом шампанское до сих пор остались. Часто можно услышать и прочитать: Франция — родина игристых вин. Для большей убедительности тут же вам подсовывается и легенда об вороватом монахе-бенедектинце Доме Переньоне. Кстати, французы одни из первых поняли, что продать дорогое вино гораздо легче, если с его именем связана легенда. Если верить легенде, монах был почти слеп, зато у него было отличное чутье. Именно он признан во Франции официальным изобретателем игристого вина. Однако об игристых винах речь идет даже в Библии. Такие вина пользовались популярностью в Древнем Риме. О "пенистых винах" упоминается в произведениях Гомера и Вергилия, Шота Руставели, Омара Хайяма и многих других авторов.
У нас на Дону греческие поселенцы делали игристые вина на заре нашей эры. В самой же Франции, на юге, в Лиму, игристые вина умели делать уже в начале шестнадцатого века, тогда как в Шампани их начали делать лишь в начале восемнадцатого века. В своей работе об изготовлении шампанских вин, изданной в 1722 году, некий Жан Годино из Реймса написал следующее: "Вот уже больше двадцати лет французы сходят с ума по игристым винам. Поэтому многие виноторговцы испытывают все средства, чтобы сделать свои вина шипучими. Для этого они добавляют всевозможные добавки, например, винный спирт и голубинный помет".
Сходили с ума по вновь изобретенному напитку в первую очередь жители расположенного поблизости Парижа. Известность игристых вин из Шампани обязана не выдуманному легендарному Дому Переньону, а французским вдовам. Первая из них — мадам Клико. В 1805 году, в 28 лет от роду, она стала вдовой. Получив в распоряжение дело покойного мужа, она быстро стала легендой в мире шампанского. В то время было не принято, чтобы женщины управляли большим бизнесом. Это было начало эпохи Наполеона I. Страна, измотанная бесконечными войнами, была истощена и переживала период упадка. Однако у мадам Клико хватило проницательности и мужества противостоять социальным предрассудкам и возглавить компанию, что было неслыханно в то время для представительницы французской аристократии. Она стала работать в сфере, которая считалась сугубо мужской, т.е. в сфере производства вина. Историки называют мадам Клико первой деловой женщиной нашего времени.
Позже, успех мадам Клико вдохновил овдовевшую мадам Помери на то, что бы возглавить компанию мужа после его смерти в 1858 году. Если шампанское мадам Клико лилось рекой в России, то шампанское мадам Помери стало самым популярным напитком в викторианской Англии. Пик расцвета популярности шампанского пришелся на период конца XIX - начало XX веков, так называемую эру "Бели Пок". В этот период Штраус написал оперу, посвященную шампанскому, на балах танцуют польку "Шампанское". Популярность пенистого напитка обязана в этот период не только производителям, но и торговцам. Самый известный из них Charles Heidsieck, называемый в то время "Чарльз - продавец шампанского". Кроме того, сама технология содержала много ритуального, что с удовольствием поэтизировалось публикой. Например, находиться в пещере, где хранятся бутылки с игристым вином, не защитив лицо железной маской, было опасным. В начале XIX века в среднем 4 из пяти бутылок взрывались, не выдерживая давления углекислого газа. Последнее обстоятельство в расчет не принималось. Главное было — подземелье, вино, маска, тайна, опасность, восторг. Именно с этого периода игристое из Шампани стало шампанским.
XX век тоже не обошелся без шампанских вдов. Вдова Камила Роедерер возглавляла компанию своего покойного мужа в течении 42 лет. Мадам Боллинже, овдовев в 42 года, оставила свой знаменитый след в истории шампанского. До сих пор Том Боллинже сохраняет привнесенные ей традиции в изготовление шампанского — сбраживает и выдерживает свое вино в бочках из дуба, обязательно венгерского. Знаменитые вдовы, бравшие в свои руки на протяжении нескольких веков производство шампанского, оказали огромное влияние на технологию и маркетинг этого вина. Если бы не они, может и не было бы у французов и у всего мира идеально сделанного игристого вина. Может быть только благодаря им игристое вино из Шампани имеет такую завораживающую игру пузырьков в бокале, быстро приводит в восторг любую женщину и имеет такой тонкий фруктовый аромат.