Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход.
Удомельский Городской Форум Перейти на www.udomlya.ru
Главная Справка Поиск Вход
25.02.25 :: 01:21:47
Новости:

Страниц: 1
Послать Тему Печать
Даниил Хармс (Прочитано 1670 раз)
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Даниил Хармс
25.09.05 :: 00:46:20
 
В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми про­изведениями, день за днем создающего - безо всякой надежды на опубликование - блестящие стихи, прозу, драмы, принадле­жащие истинно “большой” литературе, конечно, был определен реалиями коммунистического диктата в нашей стране в 20-30-х годах. Но надо иметь в виду, что “второе рождение” писателя, начавшееся через двадцать пять лет после его смерти и про­должающееся до сих пор, есть факт сегодняшней жизни, сегод­няшнего бытия, к коему мы - исследователи и читатели - при­частны. Сейчас особенно ясно, что не только литературное “сегодня”, но и история литературы разворачивается на наших глазах, а это накладывает особые обязательства, ибо мы во­лей-неволей совмещаем в себе хармсовских адресатов в “боль­шом времени” и тех его современников, которым так и не суж­дено было узнать о том, чьими современниками они являлись. С учетом этого и построена настоящая дипломная работа, объеди­нившая дневники Хармса - взгляд на себя и на эпоху “изнут­ри”, его произведения.
 
Писать о человеческой судьбе Хармса, страшной и, увы, не абсурдной, а закономерной, тяжело. “Мир ловил меня, но так и не поймал”, - написано на могиле малороссийского философа Григория Сковороды. Мир ловил, но так и не поймал Хармса (убил - да, конечно, но не поймал); а “значит, жизнь победи­ла смерть неизвестным для меня способом”.
 
 
 
     Их величие в том, что, наведя уют в камере, они решили признать свою жизнь за жизнь. Именно такую - в подвале, в котель­ной, с этим теплом, этим портвешком, с этими песнями...
Андрей Битов
 
 
БИОГРАФИЯ ДАНИИЛА ХАРМСА
 
 
 
Даниил Иванович Ювачев еще на школьной скамье придумал себе псевдоним - Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукопи­сью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс полагал, что неизменное имя при­носит несчастье, и брал новую фамилию как бы в попытках уйти от него. “Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, ме­ня будут преследовать нужды. Даниил Чармс. 23 декабря 1936 года” (дневниковая запись).
 
Он происходил из семьи известного народовольца Ивана Павловича Ювачева. Иван Павлович Ювачев - был человеком ис­ключительной судьбы. Будучи вовлечен в “Народную волю”, он почти сразу же оказался арестованным. На процессе 1883 года его приговорили к пожизненной каторге, которая впоследствии была заменена 15-ю годами заключения. На каторге Иван Павло­вич стал глубоко религиозным человеком и по возвращении он, помимо воспоминаний, написал несколько популярных книг о православной вере. Отбывая ссылку на Сахалине, он познако­мился с Чеховым.
 
Даня родился уже после освобождения отца, когда Ювачев вернулся в Петербург. В эти годы начала века отец Хармса стал автором мемуарных и религиозных книг – послужил прото­типом для героев Льва Толстого и Чехова... Так что корни Хармса - вполне литературные. Но известно, что Иван Павло­вич, не одобрял сочинений сына, - столь не похожи они были на то, что он сам почитал в литературе.
 
В школе Хармс в совершенстве изучил немецкий язык, до­статочно хорошо - английский. Но и школа эта была не про­стая: Даниил Иванович учился в Главном немецком училише св. Петра (Петершуле). Доучиваться, правда, пришлось в Царском Селе, в школе, где директором была его тетка - Наталья Ивановна Колюбакина.  
 
В 1924 году Ювачев поступил в Ленинградский электротех­никум. Однако, уже через год ему приходится из него уйти. “На меня пали несколько обвинений, - объясняет он в записной книжке, - за что я должен оставить техникум... 1)Неактив­ность в общественных работах. 2)Я не подхожу классу физиоло­гически”. Таким образом, ни высшего, ни среднего специально­го образования Ювачев получить не смог. В то же время он ин­тенсивно занимался самообразованием, с помощью которого до­стиг значительных результатов (об этом мы можем судить по спискам прочтенных им книг, которые находим в дневниковых записях).  
 
С 1924 года он начинает называть себя - Хармс. Вообще, как уже писалось, псевдонимов у Даниила Ивановича было мно­го, и он играючи менял их. Однако, именно “Хармс” с его ам­бивалентностью (от французского “charm” - “шарм, обаяние” и от английского “harm” - “вред”) наиболее точно отражало сущ­ность отношения писателя к жизни и творчеству: он умел пи­сать о самых серьезных вещах и находить весьма невеселые мо­менты в самом, казалось бы, смешном. Точно такая же амбива­лентность была характерна и для личности самого Хармса: его ориентация на игру, на веселый розыгрыш сочетались с подчас болезненной мнительностью, с уверенностью в том, что он при­носит несчастье тем, кого любит (ср. цитату из “Добротолю­бия”, которую Хармс часто любил повторять и которую целиком относил к себе: “Зажечь беду вокруг себя”).
 
Хармс-писатель сформировался в 20-е годы, испытав влия­ние Хлебникова и А. Труфанова, и обрел единомышленников в кругу поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ - Объеди­нения Реального Искусства).
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #1 - 25.09.05 :: 00:48:24
 
Хармс-писатель сформировался в 20-е годы, испытав влия­ние Хлебникова и А. Труфанова, и обрел единомышленников в кругу поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ - Объеди­нения Реального Искусства).
 
В 1928 году в №2 журнала “Афиши Дома печати” была опу­бликована знаменитая декларация ОБЭРИУ. По свидетельству И. Бахтерева, единственного ныне здравствующего обэриута, части “Общественное лицо ОБЭРИУ” и “Поэзия обэриутов” написал Н. Заболоцкий. В этой декларации еще раз провозглашается полный и окончательный разрыв с заумью, а ОБЭРИУ объявляется “новым отрядом левого революционного искусства”:
 
“Нет школы более враждебной нам, чем заумь. Люди реаль­ные и конкретные до мозга костей, мы - первые враги тех, кто холостит слово и превращает его в бессильного и бессмыслен­ного ублюдка. В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его <...> Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы - творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов... Конкретный предм  
ет, очищен­ный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства... Вы как будто начинаете возражать, что это не тот предмет, который вы видите в жизни? Подойдите поближе и потрогайте его пальцами. Посмотрите на предмет голыми глаза­ми и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты. Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты “не-реальны” и “не-логичны”? А кто сказал, что “житейская” логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой на­рисованной женщины, несмотря на то, что вопреки анатоми­ческой логике, художник вывернул лопатку своей героини и от­вел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разруша­ет предмет, но помогает его познать”
 
В декларации также давались краткие характеристики твор­чества каждого из членов ОБЭРИУ. Вот что было сказано о Хармсе: “Даниил Хармс - поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные дей­ствительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе “классический” отпечаток и, в то же время, представляет широкий размах обэриутского мироощущения”. Впоследствии Маршак скажет о Хармсе, что это был поэт “с аб­солютным вкусом и слухом и с какой-то - может быть, подсоз­нательной - классической основой”[2].
 
“Кто мы? И почему мы?.. - вопрошали они в своем манифес­те. - Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства... В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очи­щенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоя­нием искусства. В поэзии - столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики”, и так далее. Обэриуты нашли себе приют в стенах ленинградского Дома печа­ти, где 24 января 1928 года состоялся их самый большой ве­чер, “Три левых часа”. Хармс - вместе с Н. Заболоцким, А. Введенским, К. Вагиновым, И. Бахтеревым и другими - читал на первом “часу” свои стихи, восседая на шкафу, а на втором “часу” была представлена его пьеса “Елизавета Бам”, одним из постановщиков которой был сам автор. ОБЭРИУ очень увлекло Хармса, и он разрывался между обэриутскими занятиями и воз­любленной.
 
Группу ОБЭРИУ возглавлял Александр Туфанов, личность весьма неординарная. Вот как о нем вспоминает поэт Игорь Бахтерев: “В двадцатые годы в типографии ленинградского коо­перативного издательства “Прибой” работал нелепого вида кор­ректор, именовавшийся “старшим”, один из лучших корректоров города. Длинные, иной раз нерасчесанные пряди волос спуска­лись на горбатую спину. Нестарое лицо украшали пушистые усы и старомодное пенсне в оправе на черной ленточке, которую он то и дело поправлял, как-то странно похрюкивая.  
 
Особенно нелепый вид корректор приобретал за порогом ти­пографии. Дома он сменял обычную для того времени широкую, без пояса, толстовку на бархатный камзол, а скромный самовяз на кремовое жабо. И тогда начинало казаться, что перед вами персонаж пьесы, действие которой происходит в XVIII веке. Его жена, Мария Валентиновна, ростом чуть повыше, вполне соответствовала внешности мужа: распущенные волосы, сарафан, расшитый жемчугом кокошник. В таком обличии появлялись они и на эстраде, дуэтом читая стихи уже не корректора, а известного в Ленинграде поэта А. В. Туфанова.  
 
В первые послереволюционные годы Туфанов ходил в обычном пиджаке и писал обычные стихи, считая себя последователем акмеистов. Его первый сборник назывался “Эолова арфа”. Если воспользоваться им же предложенной терминологией, его стихи отличались от стихов акмеистов “звуковой ориентацией”. Потом Туфанов стал называть свои стихи аллитерационными, а в нача­ле двадцатых годов декларировал поэзию без слов, с заменой осмысленного слова бессмысленной фонемой. В ту пору он назы­вал себя заумником...”[3].
 
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #2 - 25.09.05 :: 00:48:53
 
Именно в кружке Туфанова впервые познакомились и подру­жились - как оказалось, на всю жизнь - два молодых поэта: Даниил Хармс и Александр Введенский. Вскоре они обособляются в группе Туфанова, получившей к тому времени название “Левый Фланг”, а к началу 1926 года выходят из нее, образовав со своими приятелями, молодыми философами Леонидом Липавским и Яковом Друскиным, дружеское объединение “чинари”[4]. Примерно в это время Хармс и Введенский были приняты в ленинградское отделение Всероссийского Союза поэтов. В сборниках Союза по­этов 1926 и 1927 годов появились по два их стихотворения. Эти стихи останутся единственными их “взрослыми” произведе­ниями, которые им суждено будет увидеть напечатанными.
 
Впрочем, “чинари” и не особенно стремились тогда быть напечатанными. Главной формой их деятельности стали выступ­ления с чтением своих стихов - в клубах, ВУЗах, литературных кружках.
 
Несмотря на то, что Хармс и Введенский давно отказались от попыток создания “фонической музыки” и перенесли центр тяжести экспериментов на такие элементы, как ритм и рифма, синтаксическая валентность слова и т.п., их стихи не стали доступнее “массовой аудитории” периода ликбеза. В лучших традициях “коммунистической культуры” слушатели отвечали аг­рессивностью на все непонятное. Иногда в публике вспыхивали скандалы. Один из таких скандалов произошел во время выступ­ления “чинарей” на собрании литературного кружка Высших кур­сов искусствоведения 30 марта 1927 года.  
 
Желая положить конец выступлениям обэриутов в общежити­ях, клубах, воинских частях и т.д. ленинградская молодежная газета “Смена” поместила статью “Реакционное жонглерство” (9 апреля 1930 года), имевшую подзаголовок: “Об одной вылазке литературных хулиганов”. Тут прямо говорилось, что “литера­турные хулиганы” (=обэриуты – примечание наше – А.Л.) ничем не отличаются от классового врага. Автор статьи воспроизво­дил, очевидно, реальный диалог “пролетарского студенчества” с обэриутами: “Владимиров (самый молодой обэриут Юрий Влади­миров – примечание наше – А.Л.) с неподражаемой нагластью назвал собравшихся дикарями, которые попав в европейский го­род, увидели там автомобиль.
 
Левин (прозаик, обериут Дойвбер Левин – примечание наше – А.Л.) заявил, что их “пока” не понимают, но что они един­ственные представители действительно нового искусства, кото­рые строят большое здание.
 
- Для кого строите? - спросили его.
 
- Для всей России, - последовал классический ответ”[5].
 
9 апреля 1930 года можно считать датой прекращения суще­ствования Объединения реального искусства - одной из послед­них литературных групп в России первой половины XX века. Оставалось всего два года до создания единого Союза советских писателей с единым для всех методом социалистического реализма.
 
Вероятно, статья Нильвича в журнале “Смена” стала одной из причин ареста Хармса и Введенского в самом конце 1931 го­да, хотя формально поэты проходили по делу издательства “Детская литература”. Приговор был сравнительно мягким - ссылка в Курск, а хлопоты друзей привели к тому, что уже осенью 1932 года Хармс и Введенский смогли вернуться в Ле­нинград.
 
Кроме статьи Нильвича, был еще донос, который составили сами представители пролетарского студенчества ЛГУ и в кото­ром прямо спрашивалось, как это Союз поэтов может терпеть в своих рядах подобных литературных хулиганов.
 
Позади остались две единственные “взрослые” публикации Даниила Хармса - по стихотворению в каждом - в двух сборни­ках Союза поэтов (в 1926-м и 1927 годах).
 
Стремился ли Хармс к публикации своих “взрослых” произ­ведений? Думал ли о них? Полагаем, что да. Во-первых, таков закон всякого творчества. Во-вторых, есть и косвенное свиде­тельство, что он свыше четырех десятков своих произведений считал готовыми для печати, но при этом не делал после 1928 года никаких попыток опубликовать что-то из своих “взрослых” вещей. Во всяком случае о таких попытках пока неизвестно.
 
Больше того, - он старался не посвящать своих знакомых в то, что пишет. Художница Алиса Порет вспоминала: “Хармс сам очень любили рисовать, но мне свои рисунки никогда не пока­зывал, а также все, что он писал для взрослых. Он запретил это всем своим друзьям, а с меня взял клятву, что я не буду пытаться достать его рукописи”[6].
 
Специфика работы Хармса, начиная с 1932 года, претерпела значительные изменения. Конечно, ни о каких публикациях, ни о каких выступлениях речи уже быть не могло. Общение бывших обэриутов и близких им людей проходило теперь на квартирах. Собирались обычно по воскресеньям - Хармс, Введенский, Ли­павский, Друскин, Заболоцкий, Олейников, вели интереснейшие беседы на литературные, философские и другие темы. Леонид Савельевич Липавский кратко записывал их, и ему мы обязаны замечательными “Разговорами”, которые помогают понять сам характер процесса общения писателей и философов в узком дру­жеском кругу, который они сами называли “Кружок малограмот­ных ученых”. Деятельность этого кружка продолжалась несколь­ко лет. Уже не было в живых Владимирова и Вагинова - они умерли от туберкулеза. Отошел от своих бывших соратников И. Бахтерев, а вскоре и Заболоцкий. Но - жизнь продолжалась.  
 
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #3 - 25.09.05 :: 00:50:14
 
К концу тридцатых годов кольцо вокруг Хармса сжимается. Все меньше возможностей печататься в детских журналах Ленин­града - “Чиж” и “Еж”. А после публикации знаменитого стихо­творения “Из дома вышел человек...” Хармса не печатали почти целый год. Следствием этого стал совершенно реальный голод. В 1937 и 1938 годах нередки были дни и недели, когда они с женой жестоко голодали. Не на что было купить даже совсем простую еду. “Я все не прихожу в отчаяние, записывает он 28 сентября 1937 года в дневнике. - Должно быть, я на что-то надеюсь, и мне кажется, что мое положение лучше, чем оно есть на самом деле. Железные руки тянут меня в яму”.
 
Второй арест, в 1937 году, не сломил его. После скорого освобождения он продолжал творить.
 
Начало войны и первые бомбардировки Ленинграда усилили у Даниила Ивановича чувство приближающейся собственной гибели. С одной стороны, его легко мог погубить призыв в армию: там не нужны были немецкие пуля или снаряд, просто более непри­способленного к армии человека, чем Хармс, трудно было себе представить; с другой - от бомбы или от снаряда можно было погибнуть и в городе. Со свойственным ему пессимизмом Хармс говорил своим близким: “Первая же бомба попадет в наш дом”[7]. Бомба действительно попала в дом Хармса на ул. Маяковского, но это случилось позже, когда ни его, ни его жены там уже не было.
 
Гром грянул в августе 1941 года. Хармс был арестован за “пораженческие высказывания”. Длительное время никто ничего не знал о его дальнейшей судьбе, лишь 4 февраля 1942 года Марине Малич сообщили о смерти мужа. Как выяснилось впо­следствии, Хармс, которому угрожал расстрел, симулировал психическое расстройство и был направлен в тюремную психиат­рическую больницу, где и скончался в первую блокадную ленин­градскую зиму - от голода или от “лечения”. Видимо, арест его не был случайным: в том же месяце - августе - чуть ли не в тот же день в Харькове арестовали Введенского. К Харькову приближались немцы и должны были вот-вот занять город; за­ключенных эвакуировали на поезде, и где-то в дороге Введен­ский погиб. По одним сведениям, - от дизентерии, по другим, - он ослабел от голода и был застрелен конвоем.
 
Уже слабея от голода, его жена, М.В. Малич, пришла в квартиру, пострадавшую от бомбежки, вместе с другом Даниила Ивановича, Я.С. Друскиным, сложила в небольшой чемоданчик рукописи мужа, а также находившиеся у Хармса рукописи Вве­денского и Николая Олейникова, и этот чемоданчик как самую большую ценность Друскин берег при всех перепитеях эвакуа­ции. Потом, когда в 1944-м году он вернулся в Ленинград, то взял у сестры Хармса, Е.И. Ювачевой, и другую чудом уце­левшую на Надеждинской часть архива.  
 
Хармс, постоянно меняющий при жизни имена, не изменял себе в жизни и творчестве. Нищета и гонения не сломили гор­дого духа писателя. Хармс жил и творил в самые мрачные годы, “Я участвую в сумрачной жизни” - эти слова О. Мандельштама он мог бы повторить с полным правом.
 
Хармс не был нужен русской литературе, это очевидно. Русская литература с таким трудом переносила его присутствие в себе, что Хармсу пришлось умереть. Чем быстрее, тем лучше - в тридцать шесть лет.
 
Многие познакомились с Хармсом благодаря ксерокопиям, бледным, а местами - и вовсе неразборчивым, на которых его собственные труды драматически перемешались с анонимными подделками. Эпопея продолжается по сей день.
 
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #4 - 25.09.05 :: 00:50:49
 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ДАНИИЛА ХАРМСА
 
 
 
Хармс начинал как поэт. В его драматургии 20-х годов (пьесах “Комедия города Петербурга”, “Елизавета Вам”) также преобладают стихотворные реплики. Что же касается прозы, то до 1932 года мы встречаем только отдельные ее фрагменты. По­стобэриутский этап характеризуется все более нарастающим удельным весом прозы в творчестве Хармса. Драматургия тяго­теет к прозе, а ведущим прозаическим жанром становится рас­сказ. В тридцатых годах у Хармса возникает стремление и к крупной форме. Первым ее образцом можно считать цикл “Слу­чаи” - тридцать небольших рассказов и сценок, которые Хармс расположил в определенном порядке, переписал в отдельную тетрадь и посвятил своей второй жене Марине Малич. Несмотря на то, что создавался этот цикл с 1933 по 1939 год, Хармс подходил к нему как к целостному и законченному произведению с определенными художественными задачами. Цикл “Случаи” - своеобразная попытка воссоздания картины мира с помощью осо­бой логики искусства.
 
Цикл “Случаи” удивительным образом передает, несмотря на весь лаконизм и фантасмагоричность, - и атмосферу и быт 30-ых годов. Его юмор - это юмор абсурда.  
 
С 1928 г. Хармс начал свое сотрудничество с журналом “Еж”, а затем с журналом “Чиж” (с 1930-го). В одном номере журнала могли появиться и его рассказ, и стихотворение, и подпись под картинкой. Можно лишь удивляться, что при срав­нительно небольшом числе детских стихотворений (“Иван Иваныч Самовар”, “Врун”, “Игра”, “Миллион”, “Как папа застрелил мне хорька”, “Из дома вышел человек”, “Что это было?”, “Тигр на улице” и др.) он создал свою страну в поэзии для детей и стал ее классиком.
 
Параллельно продолжается “взрослое” творчество - уже це­ликом “в стол”.
 
После публикации в журнале “Чиж” знаменитого стихотворе­ния “Из дома вышел человек...” Хармса не печатали почти це­лый год.
 
В этот период проза занимает главенствующее положение в его творчестве. Появляется вторая большая вещь - повесть “Старуха”.  
 
“Старуха” имеет несколько планов: план биографический, отразивший реальные черты жизни самого Хармса и его друзей; план психологический, связанный с ощущением одиночества и с попытками этого одиночества избежать; фантастический план.
 
После “Старухи” Хармс пишет исключительно прозу. До нас дошло чуть больше десятка рассказов, датированных 1940 - 1941 годами.
 
Читателю нетрудно будет обнаружить сдвиг мировоззрения Хармса в гораздо более тяжелую, мрачную сторону. Трагизм его произведений в этот период усиливается до ощущения полной безнадежности, полной бессмысленности существования. Анало­гичную эволюцию проходит также и хармсовский юмор: от легко­го, слегка ироничного в “Автобиографии”, “Инкубаторном периоде” - к черному юмору “Рыцарей”, “Упадания” и других вещей 1940-41 гг.
 
В дни и годы безработицы и голода, безнадежные по соб­ственному ощущению, он вместе с тем интенсивно работает. Рассказ “Связь” датирован 14-м сентября 1937 года. Он как художник исследует безнадежность, безвыходность, пишет о ней: рассказ “Сундук” - 30 января 1937 года, сценка “Всесто­роннее исследование” - 21 июня 1937-го, “О том, как меня посетили вестники” - 22 августа того же года и т.д.). Абсурдность сюжетов этих вещей не поддается сомнению, но также несомненно, что они вышли из-под пера Хармса во време­на, когда то, что кажется абсурдным, стало былью.
 
В среде писателей он чувствует себя чужим. Стихи “На по­сещение Писательского Дома 24 января 1935 года” начинаются строчками:
 
Когда оставленный судьбою,
 
Я в двери к вам стучу, друзья,
 
Мой взор темнеет сам собою
 
И в сердце стук унять нельзя...
 
 
 
Особенно ценны для нас дневниковые записи Хармса. В них отражается весь ход истории 20-30-х годов. Дневники могли быть изъяты НКВД, письма - перехвачены и прочитаны той же организацией. Об этом постоянно помнил и Хармс - вот почему мы иногда встречаем в его записях совершенно нехарактерные для него обороты и суждения. Аналогично - и Марина Малич: после ареста мужа она “ненароком” подтверждает в письме “спасительную” версию о его помешательстве.  
 
Архив Хармса был чудом спасен из руин его дома. В нем были и девять писем к актрисе Ленинградского ТЮЗа (театра А. Брянцева) Клавдии Васильевны Пугачевой, впоследствии артист­ки Московского театра сатиры и театра имени Маяковского, - при очень небольшой дошедшей до нас эпистолярии Хармса они имеют особенную ценность (ответные письма Пугачевой, к сожа­лению, не сохранились); рукопись как бы неоконченной повести “Старуха” - самого крупного у Хармса произведения в прозе. Сейчас все эти рукописи, кроме автографа “Старухи” находятся в отделе рукописей и редких книг Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
 
Хрмса любят особенной любовью. Нет другого автора, кото­рого бы пародировали столь активно и анонимно, что некото­рые, особенно удачные, подделки долгое время (до издания первого полного собрания сочинений) считались вышедшими из-под пера Хармса.
 
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #5 - 25.09.05 :: 00:51:11
 
Браво, браво!!! Я бы не нашел времени, наверное, выложить сведения о биографии Хармса. Улыбка Снимаю шляпу ( в переносном смысле). Улыбка
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #6 - 25.09.05 :: 00:51:47
 
При жизни Хармс считался сначала обэриутом, потом дет­ским писателем. Теперь его нередко величают “юмористом”. По меньшей мере, спорное утверждение: “Скоты не должны смеять­ся” (это он, Хармс, Шардам, Дандан, Ювачев). В скандинавской мифологии есть история об источнике, из которого первый поэт по имени Один черпал “мед поэзии”; Хармс нашел искаженное отражение этого источника в Зазеркалье, и с тех пор пил ис­ключительно из него. “Я хочу быть в жизни тем же, чем Лоба­чевский в геометрии”, - это слова самого Хармса. Как часто мы хотим того, что и так имеем!
 
Литература Хармса действительно сродни геометрии Лоба­чевского. Он расставляет знаки на бумаге таким образом, что на глазах читателя начинают пересекаться параллельные пря­мые; непрерывность бытия отменяется; знакомые слова отчасти утрачивают привычное значение, и хочется отыскать подходящий словарь; живые люди становятся плоскими и бесцветными; да и сама реальность разлетается под его безжалостным пером на мелкие осколки, как хрустальный шарик под ударом молотка. Дистанция между текстом и автором, без которой немыслима ирония, в случае Хармса не просто велика, она измеряется миллионами световых лет.
 
 
 
 
 
 
 
         Посвящается памяти замечательно­го человека, Даниила Ивановича Ювачева, придумавшего себе странный псевдоним - Даниил Хармс - писавшего прекрасные стихи и прозу, ходившего в автомобильной кепке и с неизменной трубкой в руках, который действительно исчез, просто вышел на улицу и исчез.
 
         У него есть такая пророческая песен­ка:
 
         "Из дома вышел человек
 
         С веревкой и мешком
 
         Отправился пешком,
 
         Он шел, и все глядел вперед,
 
         И все глядел вперед,
 
         Не спал, не пил,
 
         Не спал, не пил,
 
         Не спал, не пил, не ел,
 
         И вот однажды, по утру,
 
         Вошел он в темный лес,
 
         И с той поры, и с той поры,
 
         И с той поры исчез..."
 
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
Caboom
Moderator
*****


Optima dies... prima
fugit.

Сообщений: 1841
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #7 - 25.09.05 :: 00:55:11
 
А это так, на размышление о невостребованности и т.д.
И. Бродский
 
Ну если уж мы заговорили о том, что под конец века все на культурной сцене как бы расставляется по своим местам, то я вот что скажу: никто не должен волноваться по этому поводу. Потому что на свои места ставит само время -- независимо от наличия железного занавеса или же его отсутствия. Существует закон сохранения энергии: энергия, выданная в мир, не пропадает бесследно при любой политической или культурной изоляции. И если в этой энергии вдобавок есть еще и какое-то определенное качество, то тогда волноваться уж совершенно незачем. Поэтому зря поэты предаются вельтшмерцу по поводу того, что их не печатают или не признают. Им надо волноваться только по поводу качества того, что они делают. Потому что при наличии качества все рано или поздно станет на свои места. Особенно теперь, когда благодаря популяционному взрыву людям нечем заняться и многие из них идут в критики или литературоведы. Так что вниманием никто не будет обойден, с этим все будет в порядке. Неизвестных гениев -- нет. Это просто такая мифология, доставшаяся нам в наследство от XIX века -- мифология довольно-таки неубедительная. В будущем все сестры получат по серьгам.
Наверх
 
 

Kiba. Haru. Daijoubu.
32053728   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #8 - 20.01.06 :: 17:50:21
 
"Я ДУМАЛ О ТОМ, КАК ПРЕКРАСНО ВСЕ ПЕРВОЕ!"

 
     Даниил  Иванович  Ювачев  (1905 - 1942)
еще на школьной скамье придумал себе псевдо-
ним - Хармс,  который варьировал с поразите-
льной изобретательностью, иногда даже в под-
писи  под  одной  рукописью:  Хармс,  Хормс,
Чармс,  Хаармс,  Шардам, Хармс-Дандан и т.д.
Дело в том,  что Хармс полагал, что неизмен-
ное имя приносит несчастье, и брал новую фа-
милию как бы в попытках уйти от него. "Вчера
папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, ме-
ня будут  преследовать нужды.  Даниил Чармс.
23 декабря 1936 года"  (дневниковая запись).
    Он происходил из семьи известного  наро-
довольца  Ивана Павловича Ювачева,  пригово-
ренного в свое время к смертной казни, заме-
ненной пожизненным заключением,  отбывавшего
ссылку на Сахалине,  где с ним  познакомился
Чехов. Даня родился  уже после  освобождения
отца,  когда Ювачев вернулся в Петербург.  В
эти годы начала века отец Хармса стал  авто-
ром мемуарных и  религиозных книг - послужил
прототипом для героев Льва Толстого и  Чехо-
ва... Так что корни Хармса - вполне  литера-
турные. Но известно,  что  Иван Павлович, не
одобрял сочинений сына,  -  столь  не похожи
они были на то, что он сам почитал в литера-
туре.
    Хармс-писатель сформировался в 20-е  го-
ды, испытав влияние Хлебникова и заумника А.
Труфанова, и обрел единомышленников  в кругу
поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ
- Объединения Реального Искусства). "Кто мы?
И почему мы?.. - вопрошали они в своем мани-
фесте. - Мы - поэты  нового  мироощущения  и
нового искусства...  В своем  творчестве  мы
расширяем и углубляем смысл предмета  и сло-
ва, но никак не  разрушаем  его.  Конкретный
предмет,очищенный от литературной  и обиход-
ной шелухи, делается достоянием искусства. В
поэзии - столкновение  словесных смыслов вы-
ражает этот предмет с точностью механики", и
так далее. Обэриуты  нашли себе приют в сте-
нах ленинградского Дома печати, где 24 янва-
ря 1928 года состоялся их самый  большой ве-
чер,"Три левых часа". Хармс - вместе с Н.За-
болоцким, А.Введенским,  К.Вагиновым, И.Бах-
теревым и другими  -  читал на первом "часу"
свои стихи, восседая на шкафу,  а  на втором
"часу" была представлена его пьеса "Елизаве-
та Бам", одним из постановщиков  которой был
сам автор. ОБЭРИУ очень увлекло Хармса, и он
(вспомним возраст) разрывался между обэриут-
скими  занятиями и... возлюбленной.  "Кто бы
мог мне посоветовать, что мне делать?  Эстер
несет с собой несчастие.  Я  погибаю  с  ней
вместе, - восклицал он в дневниковой  записи
27 июля 1928 года. - <...>  Куда делось Обэ-
риу? Все пропало, как только  Эстер  вошла в
меня. С тех пор  я перестал  как следует пи-
сать  и  ловил только со всех сторон несчас-
тия. <...> Если Эстер несет горе за собой,то
как же могу я пустить ее от себя. А вместе с
тем как я могу подвергать свое дело, Обэриу,
полному развалу. <...> Господи, помоги! <...
.> Сделай, чтоб в течение этой недели  Эстер
ушла от меня и жила бы счастливо. А  я чтобы
опять принялся писать,  будучи свободен  как
прежде!"
    Однако помогли разрубить этот узел спус-
тя несколько  лет  совсем другие - внешние и
недобрые  силы. Желая положить конец выступ-
лениям обэриутов в общежитиях, клубах, воин-
ских частях и т.д. ленинградская  молодежная
газета "Смена" поместила статью "Реакционное
жонглерство"  (9 апреля 1930 года),  имевшую
подзаголовок: "Об одной вылазке литературных
хулиганов". Тут прямо говорилось, что "лите-
ратурные  хулиганы"  (читай: обэриуты) ничем
не отличаются  от  классового  врага.  Автор
статьи воспроизводил, очевидно, реальный ди-
алог "пролетарского студенчества"  с обэриу-
тами:  "Владимиров  (самый  молодой  обэриут
Юрий Владимиров. -  Вл.Г.)  с  неподражаемой
нагластью назвал собравшихся дикарями, кото-
рые попав в  европейский город,  увидели там
автомобиль.
    Левин (прозаик, обериут Дойвбер Левин. -
В.Г.) заявил, что их "пока" (!) не понимают,
но что они единственные  представители   (!)
действительно нового искусства,которые стро-
ят большое здание.
    - Для кого строите? - спросили его.
    - Для  всей России, - последовал класси-
ческий ответ".
    А в 1931 году Хармс,  Введенский и неко-
торые их друзья были арестованы и сосланы на
год в Курск.
    Позади остались две единственные "взрос-
лые" публикации Даниила Хармса - по  стихот-
ворению в каждом  -  в двух  сборниках Союза
поэтов (в 1926-м и 1927 годах). Больше Дани-
илу Хармсу, как, впрочем, и  Александру Вве-
денскому, не удалось опубликовать  при жизни
ни одной "взрослой" строчки.
    Стремился ли Хармс  к  публикации  своих
"взрослых" произведений? Думал ли о них? По-
лагаю, что да.  Во-первых, таков имманентный
закон всякого творчества.  Во-вторых, есть и
косвенное свидетельство,  что он свыше четы-
рех десятков своих произведений считал гото-
выми для печати.
    Но при этом -  вот сознание безвыходнос-
ти! - не делал после 1928 года никаких попы-
ток опубликовать что-то из своих  "взрослых"
вещей.  Во всяком случае  о  таких  попытках
пока неизвестно.
    
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #9 - 20.01.06 :: 17:51:33
 
Больше того,  - он старался не посвящать
своих  знакомых  в то,  что пишет. Художница
Алиса Порет вспоминала: "Хармс сам очень лю-
били рисовать, но мне свои  рисунки  никогда
не показывал, а также все,  что он писал для
взрослых.  Он запретил это всем своим друзь-
ям, а с меня взял клятву, что я не буду  пы-
таться достать его рукописи". Думаю, однако,
что  небольшой  круг его друзей - А.Введенс-
кий, Л.Липавский (Л.Савельев), Я.С.Друскин и
некоторые другие - были постоянными слушате-
лями его сочинений в 30-е годы.
   А  писал он - во всяком  случае стремился
писать - ежедневно. "Я сегодня  не  выполнил
своих 3-4 страниц",  -  упрекает он себя.  И
рядом,  в те же дни, записывает: "Я был наи-
более счастлив, когда у меня отняли  перо  и
бумагу  и  запретили мне что-либо делать.  У
меня не было тревоги, что я не делаю чего-то
по  своей вине,  совесть была спокойна, и  я
был  счастлив.  Это  было,  когда  я сидел в
тюрьме. Но если бы меня спросили, не хочу ли
я опять туда или в положение, подобное тюрь-
ме, я сказал бы: нет, НЕ ХОЧУ".
   И  тут же: "Человек в  своем  деле  видит
спасение, и потому он должен постоянно зани-
маться  своим делом,  чтобы быть счастливым.
Только вера в успешность своего дела  прино-
сит счастье. Сейчас должен быть счастлив За-
болоцкий".
   "Довольно праздности и  безделья!  Каждый
день раскрывай эту тетрадь  и  вписывай сюда
не  менее полстраницы.  Если ничего не пише-
тся,то запиши хотя бы по примеру Гоголя, что
сегодня ничего не пишется. Пиши всегда с ин-
тересом  и  смотри на писание, как на празд-
ник.  11  апреля  1937 года". ("Голубая тет-
радь" N% 24).
   Эти  записи  относятся  к  середине  30-х
годов, когда сочинение для детей, в  которое
Хармса и других обериутов (Введенского, Вла-
димирова, Дойвбера  Левина...)  вовлек  Мар-
шак, шло у Хармса все натужнее, все труднее.
Начав с  сотрудничества в  журнале  "Еж"  (с
1928 года), а затем "Чиж" (с 1930-го), с то-
го,что в одном номере журнала могли появить-
ся и его рассказ, и стихотворение, и подпись
под картинкой,  Хармс  к середине  30-х  уже
писал для детей все реже и реже, от случая к
случаю.  И  можно лишь удивляться,  что  при
сравнительно небольшом числе детских стихот-
ворений ("Иван Иваныч Самовар", "Врун", "Иг-
ра",  "Миллион",  "Как  папа  застрелил  мне
хорька",  "Из дома вышел человек",  "Что это
было?", "Тигр на улице" ...) он создал  свою
страну  в поэзии для детей и стал ее класси-
ком. Нет, я не разделяю точку зрения,  будто
детская литература  была для  него  "отхожим
промыслом".  Слишком  честным  и талантливым
человеком  был  Даниил Хармс,  чтобы  писать
только для денег.  Да  и сами  детские стихи
Хармса  говорят за себя:  они из того драго-
ценного металла, что и стихи "для взрослых".
Детская  литература  с конца 20-х  годов  до
конца жизни была,  что немаловажно для писа-
теля, его лицом, его визитной карточкой,име-
нем наконец.
   Но жил он, внутренне жил тем,  что творил
не для детей. Это  -  с самого начала - были
рассказы, стихотворения, пьесы, статьи и да-
же любая строчка в дневнике, письмо или час-
тная записка.  Во всем,  в  любом  избранном
жанре он оставался оригинальным,  ни на кого
не похожим писателем.  "Я хочу  быть в жизни
тем же, чем Лобачевский в геометрии",  - за-
писал он в 1937 году.
   Мир удивился,узнав Даниила Хармса.  Впер-
вые прочитав его в конце 60-х - начале  70-х
годов. Его и его друга Александра Введенско-
го.  До  тех пор мир считал  родоначальником
европейской литературы абсурда Эжена Ионеско
и Сэмюела Беккета. Но,  прочтя наконец неиз-
вестные дотоле и, к  сожалению, еще не опуб-
ликованные у  нас в стране пьесу  "Елизавету
Бам"  (1927),  прозаические  и  стихотворные
произведения Даниила Хармса,  а также  пьесу
"Елка у Ивановых" (1939) и  стихотворения А.
Введенского, он  увидел, что эта столь попу-
лярная  ныне ветвь литературы появилась  за-
долго до Ионеско и Беккета.  Но ни Хармс, ни
Введенский уже не услышали, как их чествуют.
   Слом,  разлад,  разрушение   устоявшегося
быта, людских связей и прочее они почувство-
вали,  пожалуй,  острее и раньше  других.  И
увидели в  этом трагические  последствия для
человека. Так все ужасы жизни, все ее  неле-
пости стали на только фоном, на котором раз-
ворачивается абсурдное действо, но и в какой
-то мере причиной, породившей самый  абсурд,
его  мышление.  Литература абсурда оказалась
по-своему  идеальным выражением этих процес-
сов, испытываемых каждым  отдельным  челове-
ком.
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #10 - 20.01.06 :: 17:56:56
 
Но, при всех влияниях,  на которые указы-
вает сам Хармс, нельзя не видеть, что он на-
следует не только Гоголю,  которого,  как мы
потом узнаем, он ставил выше всех писателей,
но и, например, Достоевскому... И эти истоки
свидетельствуют, что русский  абсурд  возник
не вдруг и не на случайной почве. <...>
    Произведения Даниила Хармса - как  ни на
что похожие камешки в  мозаике нашей литера-
туры 20 - 30-х годов.  Отмытые временем, как
морем,  они еще сильней отливают своей таин-
ственностью, загадочностью. <...>
    Рассказы и сценки из цикла "Случаи", по-
священного жене,  Марине Малич, удивительным
образом передают,  несмотря на весь их лако-
низм (иные вещи - в треть машинописной стра-
ницы) и фантасмагоричность, -  и атмосферу и
быт 30-ых годов. Их юмор - это  юмор  абсур-
да. Хармс прекрасно сознавал, что такой юмор
может  быть не всякому понятен, и все же  не
отказывался от него. В заметках "О смехе" он
говорил: "Есть несколько сортов смеха.  Есть
средний сорт смеха,когда смеется и весь зал,
но не в полную силу.  Есть сильный сорт сме-
ха, когда смеется та или иная часть залы, но
уже в полную силу,  а другая часть залы мол-
чит, до нее смех в этом случае совсем не до-
ходит.  Первый сорт смеха требует  эстрадная
комиссия от  эстрадного  актера,  но  второй
сорт смеха лучше. Скоты не должны смеяться."
   "Меня, - писал Хармс 31 октября 1937 го-
да, - интересует только  "ч  у  ш ь"; только
то, что не имеет никакого практического смы-
сла.  Меня  интересует  жизнь только в своем
нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль,
мораль, гигиеничность,  нравственность, уми-
ление и азарт - ненавистные для меня слова и
чувства.
    Но я вполне понимаю и уважаю:  восторг и
восхищение,  вдохновение и отчаяние, страсть
и сдержанность, распутство и целомудрие, пе-
чаль и горе, радость и смех". <...>
    Высказав свое кредо, он примерно в то же
время открыл в дневнике имена писателей, кои
больше всего близки ему. Этот список включа-
ет шесть имен в таком порядке: Гоголь, Прут-
ков, Мейринк, Гамсун, Эдвард Лир и Льюис Кэ-
рролл. Причем Хармс - с точностью до сотой -
сообщает, сколько, по его понятию, каждый из
упомянутых  писателей  дает  человечеству  и
сколько его, Хармса, сердцу.  Гоголь -  оди-
наково:  69  - 69. Прутков: 42 - 69. Мейринк
так же. Гамсун: 55 - 62. Лир: 42 - 59.  Кэр-
ролл: 45 - 59. И  Хармс  добавляет:  "Сейчас
моему  сердцу  особенно мил Густав  Мейринк"
(запись 14 ноября 1937 года).  В  это  время
Хармс перечитывает,  пожалуй,  лучший  роман
австрийского писателя - "Голем" -  и  делает
для себя заметки по поводу прочитанного.
    <...>  Быт у Хармса, как и все действие,
условен, алгебраичен, если  говорить  языком
математики. Бытовой фон - не более чем стар-
товая площадка,  с которой начинается дейст-
вие. В этом, в частности, убеждает и повесть
"Старуха" (1939).
Читать ее реалистическими глазами, забы-
вая о направлении, которое исповедовал писа-
тель, бесмысленно, - это приведет  по  край-
ней мере к ошибочному  суждению  о вкусе ав-
тора.
    По свидетельству  Л.С.Друскиной, "Хармс"
читал эту вещь Введенскому и Якову Семенови-
чу (ее брату). "Выйдя от Хармса, Яков  Семе-
нович спросил Введенского:
    - Как тебе "Старуха"?
    На что Введенский ответил:
    - Я ведь не отказался от левого искусст-
ва".
   Хармса занимала чудо, чудесное. "Интере-
сно только чудо,  как  нарушение  физической
структуры мира", - замечает он в своей запи-
си 1939 года. Он верил в чудо  -  и при этом
сомневался, существует ли оно в жизни. Иног-
да он сам ощущал себя  чудотворцем,  который
может, но не хочет творить чудеса.  Один  из
часто встречаемых мотивов его произведений -
сон. Сон как самое удобное состояние,  среда
для того, чтобы свершались чудеса  и чтобы в
них  можно  было поверить. Сон был не только
лучшей формой,  в которой  воплощались мечты
персонажей, но и счастливым соединением  той
трагической разорванности мира, яви, которую
Хармс ощущал сильнее всего.
    Эта трагическая разорванность, конфликт-
ность мира и  составляет,  пожалуй,  главный
интерес  писателя. Как и психология, поведе-
ние человека в нем.  Что человек диктует се-
бе,  или вернее,  что мир диктует отдельному
человеку.
    К самому  Хармсу  жизнь  становилась все
суровее. В 1937  и  1938  годах нередки были
дни и недели,  когда они с женой жестоко го-
лодали. Не на что было  купить  даже  совсем
 простую еду. "Я все не прихожу в отчаянье,-
записывает он 28 сентября 1937 года. - Долж-
но быть, я на что-то надеюсь, и мне кажется,
что мое положение лучше, чем оно есть на са-
мом деле. Железные руки тянут меня в яму".
    Но в те же дни и  годы,  безнадежные  по
собственному  ощущению, он вместе с тем  ин-
тенсивно работает (рассказ  "Связь",  напри-
мер, датирован 14-м сентября 1937 года).  Он
как художник исследует безнадежность, безвы-
ходность, пишет о ней (рассказ "Сундук" - 30
января 1937 года,сценка "Всестороннее иссле-
дование" - 21 июня 1937-го, "О том, как меня
посетили вестники" - 22 августа того же года
и т.д.). Абсурдность сюжетов этих  вещей  не
поддается сомнению, но также несомненно, что
они  вышли  из-под  пера  Хармса во времена,
когда то,что кажется абсурдным, стало былью.
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #11 - 20.01.06 :: 17:58:27
 
Творящие легенду  о  Хармсе  писали, как
был изумлен дворник,  читая  на  дверях  его
квартиры табличку каждый раз с новым именем.
Возможно, что так все и было. Но вот подлин-
ная записка, сохранившаяся в архиве  Хармса:
"У меня срочная работа. Я дома, но никого не
принимаю.И даже не разговариваю через дверь.
Я работаю каждый день до 7 часов".
    "Срочная работа" у непечатающего писате-
ля! Но он  словно  знал об отпущенных ему 36
годах жизни. Бывали дни, когда он  писал  по
два-три стихотворения или по два рассказа. И
любую, даже маленькую вещь мог несколько раз
переделывать и переписывать. Но ни разу пос-
ле 1928 года не  перепетатывал свои стихи  и
рассказы на пишущей машинке - за ненадобнос-
тью. Носить их в редакции  было  бесполезно.
Он знал, что их не возьмут, не напечатают. В
дневнике он уговаривает себя не пасть духом,
обрести  равновесие,  чтобы  остаться верным
избранному пути,  даже если приходится плыть
против течения. "Жизнь это море,  судьба это
ветер, а человек  это  корабль, - размышляет
он. -  И как хороший рулевой может использо-
вать противный ветер и даже идти против вет-
ра, не меняя курса корабля, так и умный  че-
ловек может использовать удары  судьбы  и  с
каждым  ударом  приближаться  к  своей цели.
П р и м е р: Человек хотел стать оратором, а
судьба  отрезала ему язык, и человек онемел.
Но он не сдался, а научился  показывать  до-
щечку с фразами, написанными большими буква-
ми, и при этом где нужно рычать, а где нужно
подвывать и этим воздействовал на слушателей
еще более, чем это можно было  сделать обык-
новенной речью". <...>
    Детская литература уже не могла  прокор-
мить Хармса, и они с женой временами жестоко
голодали. "Пришло время  еще  более  ужасное
для меня, - записывает он 1 июня 1937  года.
-  В  Детиздате  придрались  к каким-то моим
стихам ("Из дома вышел человек..." -  Вл.Г.)
и начали меня травить. Меня прекратили печа-
тать.  Мне не  выплачивают деньги, мотивируя
какими-то случайными задержками. Я чувствую,
что там происходит что-то тайное,  злое. Нам
нечего есть. Мы страшно голодаем. Я знаю,что
мне пришел конец..."
    В среде писателей он чувствует себя  чу-
жим. Стихи "На  посещение Писательского Дома
24 января 1935 года"  начинаются  строчками:
"Когда оставленный судьбою, Я в двери к  вам
стучу, друзья, Мой взор темнеет сам собою  И
в сердце стук унять нельзя..."
    Второй арест,  в  1937  году,  не сломил
его. После скорого освобождения он продолжал
творить. Чудо,чудеса врывались в его расска-
зы и пьесы, приобретая  подчас  гротесковые,
абсурдные формы, но эти формы парадоксальным
образом соотносились с  той жизнью,  которая
окружала самого Хармса, и потому  даже самые
короткие  его вещи выглядят  художественно и
философски законченными.
    Он жил высокой духовной  жизнью,  пускай
его круг ограничивался  несколькими друзьями
(Введенский, Липавский, Друскин, Олейников..
.). Большая  дружба связывала его с художни-
ками: Петром Соколовым,  Владимиром Татлиным
(он,  кстати, талантливо  иллюстрировал  его
книжку "Во-первых и во-вторых"), с Казимиром
Малевичем, на смерть которого  он  отозвался
прекрасными стихами,  с ученицами Филонова -
Алисой Порет и Татьяной Глебовой, с музыкан-
тами Исайей Браудо, Марией Юдиной,  с Иваном
Соллертинским...
    Я  нарочно не останавливаюсь  на внешнем
облике Хармса, столько раз описанном во всех
мемуарах, - облике чудака.  Нет,  мемуаристы
этот облик, конечно, не выдумали, не сочини-
ли.  Хармс  и  вправду одевался  на  обычный
взгляд вызывающе, странно, иногда нелепо,  -
но если мы будем говорить только об этом, мы
не узнаем о Хармсе ничего. Это все из облас-
ти легенды и анекдотов о Хармсе.  А по  сути
его внешность  могла стоить ему жизни.  Вера
Кетлинская,  которая  возглавляла  в блокаду
ленинградскую писательскую организацию, рас-
сказывала,  что ей в начале войны,  приходи-
лось несколько раз удостоверять личность Ха-
рмса,  которого  подозрительные граждане,  в
особенности подростки,  принимали  из-за его
странного вида и одежды  (гольфы,  необычная
шляпа, "цепочка с массой загадочных брелоков
вплоть  до  черепа с костями" и т.д.) за не-
мецкого шпиона.  "Двадцать третьего августа,
- сообщала в письме от 1 сентября  1941 года
М.Малич своему другу Наталии Шанько, эвакуи-
ровавшейся на Урал, - Даня  уехал к  Николаю
Макаровичу.  Я осталась одна без работы, без
денег,  с бабушкой на руках. Что со мной бу-
дет,  я не знаю,  но знаю только,  что жизнь
для меня кончена с его отъездом".  "Отъезд,"
"к Николаю Макаровичу" - что за этим стояло,
друзья  понимали  сразу.  Н.М.Олейников  был
давно арестован и, по слухам, погиб. <...>
    Последние  месяцы  жизни  Хармс провел в
тюрьме. [1]
    Уже слабея от голода, его жена,  М.В.Ма-
лич, пришла   в  квартиру,  пострадавшую  от
бомбежки, вместе с другом Даниила Ивановича,
Я.С.Друскиным, сложила в небольшой  чемодан-
чик  рукописи мужа, а  также находившиеся  у
Хармса рукописи Введенского и Николая  Олей-
никова, и этот чемоданчик как самую  большую
ценность Друскин  берег  при всех перепитеях
эвакуации.  Потом,  когда  в 1944-м  году он
вернулся в Ленинград, то взял у сестры Харм-
са, Е.И.Ювачевой,  и  другую чудом уцелевшую
на Надеждинской часть архива.
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
advokat
Почётный житель
*****




Сообщений: 2092
Пол: male
Re: Даниил Хармс
Ответ #12 - 20.01.06 :: 18:00:55
 
В  нем были и девять писем к актрисе Ле-
нинградского ТЮЗа (театра  А.Брянцева) Клав-
дии Васильевны Пугачевой, впоследствии арти-
стки Московского театра сатиры и театра име-
ни Маяковского, - при очень небольшой дошед-
шей  до  нас эпистолярии  Хармса  они  имеют
особенную ценность (ответные  письма Пугаче-
вой, к сожалению, не сохранились);  рукопись
как бы неоконченной повести  "Старуха" - са-
мого крупного у Хармса произведения в  прозе
<...>. Сейчас все эти рукописи, кроме  авто-
графа "Старухи" находятся в отделе рукописей
и редких книг Государственной публичной биб-
лиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленин-
граде.
    Открытие Даниила Хармса для нашего чита-
теля продолжается.
     
                      (с)     Владимир Глоцер.
 
 
 
    1. В 1984 году, пишут М.Мейлах и  В.Эрль
в журнале "Родник"  N% 5 за 1988 г.,  одному
из них стало доподлинно известно, что вскоре
после  ареста,  в сентябре 1941 года,  Хармс
был признан невменяемым  и направлен на при-
нудительное лечение в  психиатрическую боль-
ницу, куда прибыл в конце декабря и  где  он
умер, вероятно, от голода,  2  февраля  1942
года.
 
Наверх
 
 

Homo sum et nil humani, a me alienum esse puto.
E-mail   IP записан
Страниц: 1
Послать Тему Печать