Довольно неплохое исследование на эту тему можно почитать тут:
http://kozhinov.voskres.ru/hist/10-2.htm
Вот цитата из текста:
В 1936 году Сталин отверг “запрет на отправление религиозных культов”, а также “заявил... “...не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны Советской власти.,.” .
Но что в высшей степени примечательно: процитировав эти слова Сталина (опубликованные 26 ноября 1936 года в “Правде”), Р.Такер(западный историк того времени, несколько раз посетивший Россию) тут же напоминает и о другом: “Эта речь... была произнесена в ноябре 1936 г., когда тысячами гибли большевики...” . Далее он не раз возвращается к этому “сопоставлению”. Так, сообщая, что в 1937 году в стране был собран “небывалый урожай”( Наивысший дореволюционный урожай зерновых (1913 года) составил 86 млн тонн; “колхозный” урожай 1937-го — 97,4 млн тонн.), что в деревне установилась “атмосфера умиротворенности” и т.п., Р.Такер пишет: “Для верхнего же и среднего слоев городского населения наступила пора страшных страданий. Аресты приняли характер эпидемии” . И далее Р.Такер определяет террор 1936—1938 годов как “величайшее преступление XX века” .
Выше было показано, что в 1918—1922 годах в России погибло примерно в 30 раз больше людей, чем в 1936— 1938-м, а в 1929— 1933-м — в 10 раз больше... Так что слово “величайшее” едва ли хоть сколько-нибудь уместно. И дело отнюдь не только в этом. Если бы Р.Такер придерживался “прокоммунистических” взглядов, его формулировка (“величайшее преступление”!) была бы вполне понятной. Между тем никаких симпатий к коммунизму и социализму у американского политолога вроде бы не имеется.
Помимо того, он, конечно же, не может не знать, что многие из погибших в 1930-х годах большевиков руководили Коминтерном, ставившим перед собой, в частности, цель разжечь социалистическую революцию в США. И тем не менее Р.Такер неоднократно выражает и самое глубокое сочувствие, и самое горькое сожаление по поводу гибели этих людей, между тем как о гибели миллионов в первые революционные годы и во время коллективизации он пишет намного более “спокойно”, да и формулировка “величайшее преступление XX века”, отнесенная именно к 1937 году, чрезвычайно многозначительна.
Как же это понять? Сам Р.Такер, в сущности, вполне ясно — хотя и не впрямую — отвечает на этот вопрос. Говоря в главе “Обновленная элита” о беспощадной замене “революционного” правящего слоя страны, Такер определяет основную цель этой замены следующим образом. Сталин, утверждает он, “предусматривал возникновение великого и могучего советского русского государства”