Ju.87R Stuka
 Разработчик: Junkers 
 Страна: Германия 
 Первый полет: 1939 
 Тип: Дальний пикирующий бомбардировщик 
Одновременно с проектированием Ju-87В-2 началась разработка модификации с увеличенной дальностью полета. Появление этой модификации «Штуки» было связано с непомерно возросшим аппетитом Jumo211D, расход топлива которого вырос на 30%. Лучшим выходом из создавшейся ситуации было признано оборудовать уже строившиеся Ju-87В-1 с моторами Jumo211D двумя дополнительными 150-литровыми топливными баками в консолях крыла и двумя подвесными 300-литровыми баками. Новый вариант получил название Ju-87R-1. Дальность его полета увеличивалась почти вдвое, но бомбовая нагрузка при этом уменьшилась до одной 250-кг бомбы. Объем выпуска составил 70-80 машин. В марте началось производство «дальней» модификации «Штуки» уже на базе Ju-87В-2 под названием Ju-87R-2. Внешне отличить одну модификацию от другой можно было только по подвесным топливным бакам. 
Одновременно с R-1 завод в Темпельхофе наладил выпуск модификации R-2 на базе В-2. Взлетная масса увеличилась почти на тонну, а дальность достигала 1250 км. Некоторые самолеты оснащались новым двигателем Jumo211H. Весной 1940 г. во время оккупации Норвегии Ju-87R входили в состав I/StGl. Поскольку боевые действия "штук" против британского флота и конвоев продолжались, "Рихарды" считались "техникой особой секретности", цензоры на публикуемых в печати фотографиях тщательно ретушировали все признаки наличия подвесных баков. Следующим стал Ju-87R-3, который стандартно оснащался радиостанцией FuG25 и радиополукомпасом Peil G IV. Достаточно спорными представляются утверждения об обозначении таким образом буксировщика планеров на базе Ju-87R. 
Перед отправкой в Северную Африку «Штуки», в основном Ju-87R-2, были модифицированы для участия в боях в условиях тропиков. Самолет получил специальный противопылевой фильтр, устанавливаемый на воздухозаборник нагнетателя на правой стороне фюзеляжа, дополнительную защиту отсеков вооружения и запас продовольствия, воды, и карабин в хвостовой части фюзеляжа. Их обозначения дополнил индекс «trop».Опыт боевого применения «Штуки» в Африке привел к появлению последней, самой «тропической» модификации «Штуки» - Ju-87R-4. На ней были реализованы все ранее применявшиеся на "тропических" модификациях решения по защите важнейших систем самолета от пыли и песка. Ее производство началось в марте 1941 г. после прекращения выпуска всех остальных модификаций «Штуки». 
Общий выпуск "Рихардов" составил 100-150 машин.
 ЛТХ:   
Модификация   Ju-87r-2 
Размах крыла, м   13.60 
Длина, м   11.10 
Высота, м   4.01 
Площадь крыла, м2   31.90 
Масса, кг    
  пустого самолета   2750 
  нормальная взлетная   4350 
Тип двигателя   1 ПД Junkers Jumo-211Da 
Мощность, л.с.   1 х 1200 
Максимальная скорость , км/ч    
  у земли   340 
  на высоте   378 
Крейсерская скорость , км/ч   280 
Макс. скорость пикирования , км/ч   650 
Практическая дальность, км   1450 
Практический потолок, м   7000 
Экипаж   2 
Вооружение:  два крыльевых 7.9-мм пулемета МG-17 и два 7.9-мм пулемета МG-15
 1х500кг или 1х250кг + 4х50кг бомб