|
Местный
Регистрация: 28.04.2006
Адрес: 5th av.
Сообщений: 244
Вы сказали Спасибо: 44
Поблагодарили 47 раз(а) в 28 сообщениях
|
немного проясним
«Чёрный квадрат» (1915) — самая известная картина Казимира Малевича.
Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне.
История картины
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он рисовал её несколько месяцев.
Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.
«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.
История написания картины: версии. Легенды, связанные с «Квадратом»
По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, — «и сам не понимал, что такое сделал».
Существует версия, что на появление «Квадрата» повлияла смерть от тифа единственного сына Малевича Анатолия в октябре 1915 года.
Другая версия состоит в том, что картина была написана позже, к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:
Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только. ( Выписка из письма Пуни Малевичу )
Непосредственная реакция критики«Правая» художественная критика восприняла «Чёрный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:
Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны.
«Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.
Известно, что Михаил Гершензон держал одну из копий «Квадрата» у себя в кабинете над столом.
Интерпретации автора
Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.
В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось:
Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии.
Позднейшие интерпретации «Квадрата»В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича.
Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилин:
Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне».
Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения.
«Квадрат» временами противопоставляют т. н. «белому дракону», чистому листу без рисунка, имеющему символическое значение в даосизме.
«Чёрный квадрат» в литературе
Пелевин в своём романе «Священная Книга Оборотня» пишет от лица главной героини:
…я яростно рванулась к черному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды. Забегая вперед, хочу сказать, что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Черный Квадрат». Я бы только дорисовала на нем несколько крохотных сине-белых точек. Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой — таков смысл полотна.
__________________
you are not Lichtenstein but...I love you, too...
|