Киберпанк, как жанр научной фантастики, был популяризован в начале
80-х годов прошлого века проживающим в
Канаде писателем-фантастом
Уильямом Гибсоном. После издания романа «
Нейромант» (
англ. Neuromancer,
1984, иногда переводится как «Нейромантик»)
Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить
Брюса Стерлинга,
Руди Рюкера и
Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов
Нила Стивенсона.
Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен, и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба
хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником,
маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром
транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической
антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной
анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в
кинематографе,
альтернативной музыке, графических произведениях (особенно
аниме) и в
компьютерных играх. Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий
«Хьюго» и
«Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к
альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы
стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и
нанопанк. Под последним подразумеваются произведения
литературы и
живописи, посвящённые социальным аспектам применения
нанотехнологий. В
нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»). Показываются перспективы и опасности, связанные с применением программируемых молекулярных устройств—
нанороботов и т. н.
сборщиков материи, занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов.