О цифровом звуке
Музыкальные звуки содержатся на обычных CD-дисках в виде 16-битных чисел. Частота дискретизации сигналов на самых обычных компакт дисках составляет 44.1 Кгц. Очень жаль, что такое представление сигналов даже с применением dithering и noise shaping не позволяет добиться субъективного динамического и частотного диапазонов звукозаписи, которые соответствуют возможностям человеческого слуха и приводят к заметной деградации качества звука. Но все-таки услышать это ухудшение в большинстве своем смогут только звукорежиссеры, у которых есть возможность сравнивать звук с CD-дисков и исходный материал, который часто записан на двовольно дорогой аппаратуре в виде 20 или даже 24-битных чисел и временами с частотой дискретизации 96 Кгц и выше. Звукорежиссеры это, как чаще всего бывает, люди, которые не имеют ни музыкального, ни технического образования. По этой причине они формулируют свои мысли очень туманно и одновременно с этим превращают их в наукообразную форму в расчете на впечатлительных музыкантов. Изменение в худшую сторону в цифровом звуке в стандарте музыкального компакт диска они чаще всего называют терминами типа "звуковая грязь", "омертвение", "убийство звука", "жесткость", "тусклость", "отсутствие баланса", "задавленность", "транзисторное звучание", нехватка "прозрачности", а иногда даже "низкая разрешающая способность". Всеми этими эмоционально првильными, но ничего, в общем, не объясняющими терминами и ложными с научной точки зрения мылями богата практически любая статья о цифровой звукозаписи в часто встресающихся (так же часто, как и компьютерные издания!) популярных "звукорежиссерских" журналах о Hi-Fi и Hi-End (IN/OUT, Class A, Hi-Fi Audio и прочими). Для понимания процессов, которые происходят при звукозаписи, нужно увидеть, как создается музыкальный CD-диск как можно подробнее и с самого начала. Запись часто происходит в небольшом помещении с покрытием на стенках, а также на потолке и полу, которые поглощают звук. Звук по всем правилам сначала поступает на микрофоны, а потом уже на микшерский пульт. Подобные аналоговые устройства вполне могут сделать хуже качество звука еще перед аналого-цифровым преобразованием. Чтобы избежать "убийство" звука, лучше не использовать конденсаторные микрофоны с "фантомным" питанием, т.е. с подачей напряжения питания через сигнальные провода. Очень жаль, но хороший аналоговый микшерский пульт стоит довольно дорого. При отсутствии очень качественного аналогового микшера, по-видимому, надо пытаться, оцифровывать аналоговые сигналы с помощью многоканальных 20..24-битных звуковых компьютерных карт и все регулировки как можно раньше, сведения и остальные микшерские операции нужно производить уже в цифре. Запись оцифрованного звука лучше всего производить сразу же на жесткий диск персонального компьютера, и при этом как только можно избегать использования DAT магнитофонов из-за довольно-таки возможных и тяжело устранимых проблем с джиттером.
__________________
Дорога - она для тех, кто готов пройти через собственный ад, ибо дорога есть удел зрячего и сильного.
|