Саламандра
|
Василиск С течением веков василиск (известный также под названием «кокатрис») становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли. Василиск (греч. «маленький царь») — обладающее богатой символикой сказочное существо из мира змей. Как василиск является царем змей, так и черт является царем демонов, говорится у св. Августина. По мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему». В средневековых книгах о животных василиск изображается в виде коронованной змеи, перед которой преклоняются ее верноподданные. В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в «The Parson's Tale» говорит о василикоке («василикок убивает людей ядом своего взгляда»). Одна из гравюр, иллюстрирующая «Естественную историю змей и драконов» Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно Старшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.) Кокатрис — настолько подобен легендарному Василиску, что порой трудно выявить различия между ними. Разные источники указывают на следующие сходство и различия между этими существами: существо должно родиться из яйца петуха (мужской цыпленок) и затем высиживаться змеей или жабой. В результате получится Василиск, и лишь только в некоторых случаях — Кокатрис. Только Кокатрис наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск). Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи. Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатрис, то превратится в камень. Глаза горгон обращали живых существ в камень; Лукан рассказывает нам, что из крови одной из них произошли все змеи Ливии — аспид, амфисбена, аммодит и василиск. Приводим соответствующие пассажи из книги IX «Фарсалии»: Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное отражение. Среди смертных грехов он символизирует высокомерие, страсть к роскоши, и с ним, как и со львом и драконом, сражается и поражает их Христос. Распространившийся в конце 15 в. сифилис был назван ядом василиска. В книгах символов периода барокко указывается на то, что василиска можно победить лишь в том случае, если при помощи зеркала направить на него самого его «ядовитый взгляд». «Злой василиск из яркого зеркала высасывает для своей погибели яд своих глаз; кто причиняет зло ближнему, того справедливо настигает собственное злое намерение» (Хохберг, 1675). Исидор Севильский и составители «Speculum Triplex» («Тройного зеркала») отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово «тсефа», название ядовитого пресмыкающегося, переведено как «кокатрис».) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой. О василиске святая Хильдегард Бингенская (1098-1179) писала: «Когда однажды жаба почувствовала себя беременной, она увидела яйцо змеи, села на него для высиживания, ожидая, что на свет появятся ее (собственные) детеныши. Последние погибли; однако она продолжала сидеть на змеином яйце, пока в нем не зашевелилась жизнь, на которую тот же час подействовала сила райского змея,… Змееныш разбил скорлупу, вышел из нее, однако сразу же выдохнул как бы сильную струю огня… (он) убивает все, что встречается у него на пути». В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал в своём романе «Василиск», где говорится: Si esta vivo quien te vio, Toda su historia es mentira, Pues si non murio, te ignora, Y si murio no lo afirma [Коли жив, кто тебя видел, Зря нам сказки говорит. Коль не умер, то не видел. Ведь кто умер, тот молчит (исп.)]
|