Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход.
Удомельский Городской Форум Перейти на www.udomlya.ru
Главная Справка Поиск Вход
31.01.25 :: 02:02:08
Новости:

Страниц: 1 2 3 4 
Послать Тему Печать
Плавание (Прочитано 12340 раз)
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #15 - 28.02.05 :: 13:05:16
 
Процитировано сообщение: Femida   от 28.02.05 :: 12:58:10:
Наташа, браво! А как насчет техники Инге де Браюн и Яна Торпа? И про Майкла Фелпса еще, если можно, плиз =). И ваще про современных пловцов, аха?
ЗЫ: Лезь в УЧат, я там  Подмигивание.

Угу, может, и напишу, если найду... попозже. Я ещё это не дописала
Кста, а зачем тебе? Неужели плавать разучилась?

 
История развития способа кроль на спине
На Олимпийских играх 1912 г. было доказано, что плавание на спине кролем дает преимущество в скорости. До этого на спине большинство спортсменов плавали брассом. Становление современной техники плавания кролем на спине связывают с именем олимпийского чемпиона 1936 г. американца А. Кифера (100 м— 1.05,9). Его стиль характеризовался высоким положением тела и головы, активными шестиударными движениями ногами, высоким темпом движений руками, выполнявшими сильный гребок. Были в технике пловца элементы и явно нерациональные: движения прямой рукой над водой через сторону, широкое вкладывание ее в воду, гребок прямой рукой выполнялся близко к поверхности воды.
В довоенные годы техникой плавания кролем на спине хорошо владели советские пловцы К. Алешина и Н. Борисов. В 1935 г. их результаты на дистанции 400 м (6.07,2 и 5.24,3 соответственно) превышали официальные мировые достижения.
В послевоенные годы техника кроля на спине продолжала совершенствоваться. Большинство пловцов стали выполнять гребок со сгибанием руки в локтевом суставе, что сразу же повысило скорость плавания. Но в сравнении с пловцами вольного стиля, которые уже в 50-х годах решительно отказались от неестественно приподнятого положения головы и стабильного (относительно продольной оси) положения туловища, пловцы-спинисты были консерваторами. В их технике еще долгие годы сохранялось высокое положение головы. Руки двигались над водой через стороны. Ноги были погружены глубоко в воду, и их движения напоминали педалирование. Таз был опущен, а тело принимало сидячее положение. Многие из этих черт были свойственны и технике плавания олимпийского чемпиона 1956 и 1960 гг. австралийца Д. Тейла.
Лишь на Олимпийских играх 1964 и 1968 гг. в технике плавания победителей можно было увидеть качественно новые черты стиля. Мышцы туловища стали активно вовлекаться в рабочие движения, хотя тело занимало хорошо сбалансированное высокое и обтекаемое положение с минимальным углом атаки. Движения руками приобрели непрерывный и мощный характер. Рука двигалась над головой и входила в воду ближе к средней линии тела. Своеобразной была техника К. Мюир (ЮАР), ставшей в канун Олимпиады 1968 г. обладательницей мировых рекордов на дистанциях 100 и 200 м (соответственно 1.06,4 и 2.23,8 ). В 1969 г. она улучшила рекорд на дистанции 100 м еще на 0,8 сек. К. Мюир лежала на воде очень высоко и почти горизонтально (плоско). Во время плавания от воды освобождалась вся передняя поверхность тела, включая и верхнюю часть бедер. Руки выполняли непрерывные движения типа “мельницы”, умеренно сгибаясь в локтях во время гребка (наибольший угол сгиба 110—120°). Плечевой пояс и туловище оставались стабильными и кренов почти не делали. Ноги выполняли малоинтенсивные и мелкие движения: бедра удерживались у самой поверхности воды, стопы не опускались ниже плоскости таза. Координация движений была шестиударной. Это была интересная попытка применить в кроле на спине ослабленную работу ног. Однако искусственное удерживание плечевого пояса в стабильном положении вряд ли можно признать целесообразным.
Среди советских спинистов, выделявшихся в последнее десятилетие своими результатами, можно отметить: Л. Барбиера — чемпиона Европы 1962 г. (200 м—2.16,6); Ю. Громака — чемпиона Европы 1966 г. (200 м — 2.12,9); Т. Леквеишвили — чемпионку Европы 1970 г. (100 м—1.07,8 ).
Наверх
 
« Последняя редакция: 28.02.05 :: 13:11:20 от Natai »  
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #16 - 28.02.05 :: 13:07:14
 
Техника плавания на спине
 
Положение тела
Тело в воде занимает вытянутое и обтекаемое положение. "Плечевой пояс лишь немного выше таза, таз и бедра — у поверхности воды, голени и стопы погружены в воду. Слишком мелкие движения ногами у поверхности воды являются малоэффективными.
При плавании на спине тело спортсмена вытянуто, особенно в момент входа руки в воду. В это время кисть, предплечье, плечо и плечевой пояс руки, погрузившейся в воду, а также бедро, голень и стопа ноги с той же стороны тела составляют почти прямую линию. Это требует высокой подвижности в суставах плечевого пояса и позвоночного столба.
   Голова непринужденно лежит в воде, мышцы шеи расслаблены, но пловец без напряжения может видеть воду, которую вспенивают стопы его ног. Образно говоря, голова лежит затылком в передней волне, как на подушке. Уровень воды проходит около ушей (чуть выше или ниже—зависит от индивидуальных особенностей). Положение головы стабильное — она не приподнимается и не поворачивается в стороны. При плавании с высокой скоростью плечевой пояс, грудь, а часто и живот до паховой складки показываются из воды.
Туловище спортсмена, как и при плавании кролем на груди, поворачивается вокруг продольной оси во время движений руками. Одновременно поворачиваются таз и бедра. Степень крена здесь меньше, чем при плавании кролем на груди. Например, у олимпийского чемпиона Р. Маттеса (Германия) крен составляет около 30°, у призеров Мюнхенской олимпиады — американцев М. Штамма и Д. Мерфи соответственно 30 и 42°.
Движение руками и дыхание
Попеременные движения руками создают основную движущую силу. Вход руки в воду. Рука входит в воду вблизи средней линии тела или на линии плеча. Ладонь развернута наружу, кончики пальцев смотрят вниз. Первым в воду погружается мизинец. Вход руки в воду шире линии плеча увеличивает встречное сопротивление, затрудняет выполнение захвата и гребка на достаточной глубине.
   Прямая рука без остановки погружается вниз. Ладонь, ощутив давление встречного потока воды, начинает сгибаться вниз-в сторону и захватывать воду. Захват усиливается сгибанием в локтевом суставе и небольшим вращением руки внутрь.  
Вход прямой руки на линии плеча и хороший захват играют важную роль в поддержании туловища в относительно высоком и уравновешенном положении. Захвату и началу гребка помогает поворот туловища в эту же сторону.
   Основная часть гребка выполняется со сгибанием и разгибанием руки в локтевом суставе. Как и в кроле на груди, в первой половине гребка необходимо “удержать” локоть — оставить его развернутым вниз, но не назад. Начинается гребок с вращением плеча и предплечья таким образом, что ладонь движется вверх и назад. Это позволяет сразу же хорошо опереться о воду. Плоскость ладони и предплечья сохраняет почти вертикальное положение.
   Наибольший угол сгибания руки в локте отмечается в середине гребка, когда кисть и локоть движутся почти параллельно линии тела. Он бывает равным 65—110°.  
   Рука, согнутая в локте, позволяет пловцу опереться как бы на большую массу воды. В этот момент кисть движется близко к поверхности, но не должна прорывать ее, иначе пловец потеряет опору. Опорному положению руки в середине гребка помогает и небольшой крен тела в эту же сторону.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #17 - 28.02.05 :: 13:07:39
 
Траектория гребка согнутой рукой по отношению к телу пловца в боковой плоскости напоминает букву W. На рис. 2 приводится траектория движения кисти в воде в неподвижной системе координат двух призеров Олимпийских игр в Мюнхене. Первый выполняет гребок, относительно плавно сгибая и разгибая руку в локтевом суставе. Второй сгибает и разгибает руку быстрее, подчеркивая энергичное движение кисти вверх-вниз-вверх. Он как бы отталкивается от воды с большей скоростью, но менее продолжительно. Оба пловца начинают основную часть гребка на глубине около 40 см. Окончание гребка выполняется захлестывающим движением кисти по извилистой траектории назад-вниз-внутрь. Субъективно пловец стремится закончить гребок глубоко, но в связи с поворотом туловища в противоположную сторону кисть завершает гребок лишь немногим ниже бедра. Характерные ощущения в лучезапястном суставе, сопровождающие захлестывающее разгибание кисти, являются сигналом к выходу руки из воды.
Выход руки из воды и движение ее над водой облегчаются креном тела на другой бок. Рука выходит из воды без задержки и с наименьшим сопротивлением. Пловец поворачивает кисть ладонью вплотную к бедру и вынимает ее из воды большим пальцем вверх. Это наиболее естественный и распространенный вариант. В другом варианте расслабленная кисть несколько сгибается и выходит из воды тыльной стороной вверх.
По воздуху рука проходит над телом расслабленная и прямая. Кисть плавно поворачивается ладонью наружу, и во второй половине движения ведущим становится мизинец руки.
Согласование движений рук подчинено непрерывным и плавным рабочим движениям. Когда кисть и предплечье одной руки завершают гребок, другая входит в воду и начинает захват. Руки занимают прямо противоположное положение. Это важный момент в согласовании; оно будет непрерывным и эффективным, если пловец ощущает давление воды на обеих ладонях.
Элемент согласования (“сцепления”) рук в прямо противоположных позициях выдерживается на протяжении всего цикла движений (например, когда рука в воде проходит мимо плечевого сустава, другая двигается по воздуху как раз над ним). Движение руки над водой осуществляется в едином ритме с движением руки в воде. Во второй половине фазы проноса движение руки несколько ускоряется. Рациональное согласование движений рук нарушается задержкой кисти у бедра или паузой (“наплывом”) в движениях руками после входа в воду перед захватом.
Дыхание координируется с движениями одной руки. Вдох и выдох приходятся на полный цикл движений. Во время гребка выдох выполняется через рот и нос (с акцентом на окончании), во время движения руки над водой — вдох через рот. Отдельные пловцы, особенно на дистанции 100 м, применяют дыхание на два полных цикла движений рук: на один цикл — вдох, на другой — выдох.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #18 - 28.02.05 :: 13:08:42
 
Движение ногами
Основная роль движений ногами в плавании на спине — уравновесить кол****ия тела, удержать его в относительно горизонтальном и обтекаемом положении и внести свой, хотя и небольшой, вклад в создание сил тяги.
Ноги выполняют ритмичные встречные движения от бедра вверх и вниз. Амплитуда движений бедра небольшая. Отклонение его от горизонтальной линии примерно в два раза меньше, чем при плавании кролем на груди. В некоторых вариантах техники пловцы удерживают бедро почти у поверхности воды на всем протяжении цикла движений. Степень сгибания ноги в коленном суставе примерно такая же, как при плавании кролем на груди. В связи с умеренными кренами туловища ноги движутся почти в вертикальной плоскости.
Основные силы тяги возникают при движении ногой снизу вверх. Как и в кроле на груди, здесь важным элементом техники является обгон бедром голени и захлестывающее движение стопой (но теперь уже вверх). Во время движения голени и стопы вверх бедро приостанавливается и начинает двигаться вниз. Пальцы стоп отбрасывают воду назад-вверх, образуя на поверхности пенистый купол. Колени остаются у поверхности воды и не прорывают ее. Вниз нога двигается прямой, постепенно сгибаясь в коленном суставе во второй половине своего пути.
Движению ногами при плавании кролем на спине придается большее значение, чем при плавании кролем на груди. Техника плавания с проволакиванием ног встречается в этом способе редко.
 
Согласование движений
Ключевой позицией в общей координации движений является момент окончания гребка одной рукой и входа в воду другой. Если, например, завершает гребок левая рука, то в это же время стопа и голень левой ноги выполняют захлест вверх, причем бедро этой ноги начинает двигаться вниз. Правая рука входит в воду. Фаза захвата правой руки совпадает с захлестом правой стопы вверх. Второй захлест стопы наиболее выражен и выполняется в несколько наклонной плоскости. Зеркальным повторением этой картины будет сочетание завершающей фазы гребка правой руки и выход ее из воды с двумя движениями стопами вверх. Приведенные четыре движения ногами являются как бы основными, а в четырехударной координации при плавании кролем на спине — и единственными. В шестиударной координации после каждых двух рассмотренных движений ногами вверх выполняется еще одно. Оно приходится на среднюю часть гребка противоположной руки.
Наиболее распространенной координацией является шестиударная. Правда, двукратный серебряный призер Олимпийских игр 1972 г. американец М. Штамм плавал четырехударным кролем.
Сильнейшие пловцы мира в этом способе плавания отличаются хорошей подвижностью в плечевых, голеностопных и коленных суставах, высоким ростом, длинными легкими ногами и относительно длинными руками.
Неоднократный чемпион Олимпийских игр 1968 и 1972 гг. Р. Маттес при плавании кролем на спине лежал высоко и почти горизонтально. Уши над поверхностью воды, передняя поверхность тела, за исключением коленей, голеней и стоп, почти полностью освобождается от воды. Степень вращения тела 25—30°, максимальный угол сгибания руки в локте 90°. Рука входит в воду на средней линии тела ребром ладони. Основную часть гребка начинает на глубине около 40 см. Заканчивает гребок глубоко, с ярко выраженным захлестом ладони вниз-внутрь. Кисть выходит из воды плоско, большим пальцем вверх. Все движения выполняет плавно, ритмично, с полной амплитудой. Согласование движений — шестиударное.
Наверх
 
 
  IP записан
SWIM
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #19 - 28.02.05 :: 13:12:41
 
Полезный сайт про плавание - www.swimming.ru.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #20 - 28.02.05 :: 14:43:46
 
Процитировано сообщение: SWIM   от 28.02.05 :: 13:12:41:
Полезный сайт про плавание - www.swimming.ru.

Там, кста, инфа о рекодах уже очень устарела
Ещё есть www.swimm.narod.ru

 
История развития способа брасс
Брасс — один из древнейших способов плавания. В программу олимпийских игр включен с 1904 г.
Долгое время пловцы пользовались техникой так называемого классического (ортодоксального) брасса. Лицо пловца все время находилось над водой, вдох выполнялся во время гребка руками. Ноги являлись основной движущей силой. Рабочее движение ногами приходилось на вытянутые вперед руки. После гребка ногами наблюдалась выраженная фаза скольжения.
Советские пловцы одними из первых усилили движения руками, а в момент выведения рук и скольжения стали опускать лицо в воду. Так плавал заслуженный мастер спорта Л. К. Мешков. Его результаты в предвоенные годы на дистанциях 100 и 200 м (1.14,6 и 2.47,2 соответственно) близко подходили к лучшим мировым достижениям.
С 1935 по 1952 г. в соревнованиях в заплывах брассом разрешали применять баттерфляй. И хотя представители брасса часто оказывали достойное сопротивление баттерфляистам, особенно на дистанции 200 м, все же преимущество баттерфляя в скорости было очевидным.
С 1953 г., после выделения баттерфляя в самостоятельный способ плавания, начался новый этап развития брасса. Советский пловец В. Минашкин (тренер С. Кобелев) стал первым рекордсменом мира в брассе. Стиль В. Минашкпна отличался сильным гребком руками, подхватывающим рабочее движение ногами в момент, когда оно полностью еще не завершилось. Этот элемент безнаплывной координации сегодня взят на вооружение многими сильнейшими брассистами мира.
Правила соревнований тех лет разрешали пловцу погружаться под воду с головой. Поэтому на Олпмппйских играх 1956 г. почти все брассисты-мужчины применили вариант “ныряющего” брасса с длинным гребком руками до бедер. Такой техникой хорошо владел X. Юничев, который первым в истории советского плавания завоевал олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200 м с результатом 2.36,8 ).
Международная федерация плавания внесла в 1957 г. дополнения в правила соревнований, запрещающие заныривание пловца на дистанции. Погружение под воду разрешалось только после старта и поворотов. Начались новые поиски скоростных вариантов брасса. И если женщины твердо придерживались канонов классического брасса вплоть до Олимпиады 1968 г., то у мужчин в последние 15 лет произошла настоящая “техническая” революция.
На Олимпийских играх 1960 г. в Риме новый вариант техники продемонстрировали первые два призера — американец У. Малликен и японец К. Осаки. Тело пловцов лежало ровно, но глубоко в воде; над водой находилась лишь верхняя часть головы. Гребок руками выполнялся широко, однако за линию плечевого пояса они не заходили. Во время гребка лицо оставалось в воде. В момент энергичного движения согнутыми руками вниз-внутрь к груди в конце гребка плечевой пояс и голова на короткий миг приподнимались над поверхностью — пловец выполнял быстрый вдох. Руки выводились вперед, вслед за ними лицо погружалось вновь в воду, следовал мощный толчок ногами. Этот вариант получил название брасса с “поздним” вдохом или “прыгающего” брасса (за своеобразный ритм движений головой).
Технику брасса с “поздним” вдохом творчески развили советский тренер А. Ткаченко и его ученик Г. Прокопенко. Во время плавания тело Г. Прокопенко занимало высокое положение в воде — спина полностью обнажалась. Сильный гребок руками выполнялся по “округлой” траектории. В первой половине гребка руками пловец как бы подтягивался, в конце гребка - мощно отталкивался. Плечевой пояс в этот момент не “выпрыгивал”, а плавно “выскальзывал” вверх-вперед и после вдоха так же плавно уходил вслед за руками вперед-вниз. После гребка ногами таз и бедра приподнимались — пловец принимал ровное положение у поверхности, словно скользил по вершине встречного потока воды. Ноги подтягивались в основном за счет “забрасывания” пяток к ягодицам.
Г. Прокопенко с честью представлял советскую школу брасса. Он был чемпионом Европы 1962 и 1966 гг., завоевал серебряную медаль на Олимпийских играх в Токио (200 м—2.28,2)
Золотую медаль в Токио завоевала 15-летняя школьница из Севастополя Г. Прозуменщикова (тренер Е. Л. Алексеенко). Она преодолела 200 м брассом за 2.46,4. Ее техника классического брасса с небольшим наплывом в движениях руками отличалась простотой, экономичностью и высокой надежностью. Это позволило спортсменке не только установить мировые достижения, но и стать чемпионкой Европы 1966 и 1970 гг., а на Олимпийских играх 1968 и 1972 гг. выиграть еще 2 серебряные и 2 бронзовые медали.
Наверх
 
« Последняя редакция: 01.03.05 :: 11:39:31 от Natai »  
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #21 - 28.02.05 :: 14:44:36
 
Техника плавания “слитным” брассом И. Морчукова
И все же, несмотря на увеличение мощности движений, техника классического брасса с выраженной паузой в движениях руками на сегодня почти исчерпала возможности повышения скорости. Ее стали вытеснять варианты темпового брасса с узкой амплитудой и непрерывным согласованием движений рук и ног.
Различные варианты темпового брасса с успехом применяли советские брассисты на Олимпийских играх 1968 г.: двукратный серебряный призер В. Косинский, бронзовый призер Н. Панкин, а также Е. Михайлов и И. Морчуков. Большая заслуга в этом принадлежит их тренерам: Г. В. Яроцкому; О. В. Храламовой; М. В. Бричкову и В. М. Морчукову.
Техника И. Морчукова отличалась своеобразным согласованием с ярко выраженным слиянием рабочих фаз в движениях рук и ног (рис. 1, а-е). Из исходного положения руки пловца начинали захват воды, а ноги вслед за этим — рабочее движение (рис. 1, б). Короткий гребок ногами заканчивался их выпрямлением, руки в это время продолжали основную часть гребка (рис. 1, в, г, д). Фазы выведения рук вперед, подтягивания ног и вдоха совпадали (рис. 1, е). Внешне это выглядело так, будто бы пловец одновременно начинал гребок руками и ногами. В технике плавания И. Морчукова рациональные элементы “безнаплывного” брасса В. Минашкина, Г. Прокопенко и других советских пловцов получили дальнейшее развитие. Однако полное слияние рабочих фаз движений рук и ног усложнило координацию движений, сделало ее менее устойчивой к сбивающим факторам. Более рациональным следует признать вариант согласования, в котором рабочие движения руками и ногами совпадают лишь частично. Таким согласованием характеризуется техника плавания Н. Панкина.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #22 - 28.02.05 :: 14:45:34
 
Техника плавания способом брасс
 
Движения руками
В способе брасс руки и ноги играют примерно одинаковую роль в создании сил тяги. Но руки задают темп и ритм, их движения тесно связаны с дыханием. Техника движений руками имеет решающее значение.Руки выполняют рабочие и подготовительные движения одновременно и симметрично.В условном исходном положении руки вытянуты вперед ладонями вниз, кисти почти касаются друг друга. Кисти могут находиться у самой поверхности или на глубине 10—15 см от нее. В последнем случае они больше выравнивают тело, направляя его вперед.
Не задерживаясь в исходном положении, кисти рук разворачиваются ладонями наружу-вниз, немного сгибаются в лучезапястных суставах и начинают захват воды. Начальное движение руками в стороны выполняется без заметного мышечного усилия. Встречный поток воды, скорость которого велика в связи с окончанием гребка ногами, помогает выполнить захват плавно. Ощутив давление воды на ладони и предплечья, пловец начинает гребок, удерживая локти развернутыми в стороны и немного вверх и не заводя их за линию плеч. В зависимости от варианта техники гребок выполняется по “винтовой” траектории в стороны-вниз-назад-внутрь или больше вниз-назад с заметным вращением предплечья, как в кроле. Опора о воду согнутой в локте рукой наиболее рациональна.
В заключительной части гребка кисти и локти округлым движением направляются внутрь-вперед к средней линии. В этой фазе они продолжают давить на воду и создавать опору. Локти в конце гребка встречаются или под подбородком, или впереди него.
Во время гребка пловец должен ощущать руками нарастающее давление воды. Весь гребок выполняется с ускорением к началу выведения рук вперед. Конец гребка — наиболее мощная фаза цикла; убирание локтей внутрь-вперед — наиболее быстрая. Образно говоря, эта фаза движений должна выполняться мгновенно. Распространенные ошибки: потеря опоры и “проваливание” локтями вниз; “зависание” локтей (локти останавливаются и торчат в стороны); прижи-мание рук к груди и т. п. При энергичном выполнении этой фазы гребка у подбородка пловца часто выскакивает вверх небольшой фонтан воды. Это поток воды, сдвигаемой руками, ударяется в грудь пловца и меняет свое направление.
Относительная и абсолютная траектория движения кисти во время гребка напоминает эллиптическую кривую. В наиболее крутых участках траектории ладонь разворачивается под небольшим положительным углом атаки к линии гребка. Локоть в абсолютной системе отсчета остается почти неподвижным во время основной части гребка.
В положение вперед руки выводятся мягко, но быстро. Ладони развернуты вниз или немного внутрь. Поворот ладоней вверх у современных пловцов почти не встречается. Кисти в момент выведения могут сомкнуться и выйти вперед вместе, а могут пройти этот путь на небольшом расстоянии друг от друга.
В зависимости от варианта техники пловец или посылает полностью выпрямленные руки вперед и вытягивает их, или тотчас начинает энергичный захват воды. В последнем случае переход от выведения рук к захвату заметить почти невозможно.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #23 - 28.02.05 :: 14:46:24
 
Положение тела и дыхание
Тело должно сохранять обтекаемое и по возможности близкое к горизонтальному положение. По отношению к поверхности воды положение может быть высоким (точки плечевых суставов на уровне поверхности воды, уши выше плеч) или низким (плечи почти полностью погружены в воду, голова минимально возвышается над водой). Последний вариант позволяет пловцу занять более обтекаемое положение, но затрудняет вдох и выведение рук вперед.
Голова пловца занимает естественное положение, с лицом обращенным вперед-вниз примерно под углом 45° к продольной оси тела. Во время рабочего движения ногами и выдоха спортсмен немного сгибает голову, а во время вдоха активно разгибает ее и вытягивает подбородком вперед. Этот момент совпадает с наиболее высоким положением плечевого пояса.
Плечевой пояс активно помогает движениям руками. В конце гребка он плавно приподнимается вверх-вперед и сразу же после сведения локтей внутрь опускается вслед за ними (но больше в направлении продвижения пловца вперед); это в какой-то мере волнообразное движение в одних вариантах техники плавания брассом более выражено, в других почти не заметно.
Спортсмен приподнимает плечевой пояс за счет хорошей опоры о воду руками в конце гребка. Голова и плечевой пояс не должны резко “прыгать” и нарушать обтекаемое положение тела.
Короткий, но полный вдох через рот чаще всего выполняется в момент, когда локти согнутых рук энергично выводятся под подбородок.. В вариантах техники с узким и неглубоким гребком руками вдох может выполняться чуть раньше. В отдельных согласованиях движений вдох сдвигается на фазу выведения рук вперед.
Сильное рабочее движение ногами выполняется на фоне кратковременной задержки дыхания или выдоха.
Среди многочисленных индивидуальных манер плавания способом брасс различают варианты техники с “плоским” положением тела (угол атаки и его кол****ия внутри цикла минимальны) и “планирующим” (угол атаки заметно выражен). К первому варианту можно отнести технику плавания многократной чемпионки мира, Европы и Олимпийских игр Г. Степановой-Прозуменщиковой, опимпийского чемпиона 1972 г. американца Д. Хенкена. Ко второму — технику Н. Панкина, И. Чердакова. Трудно отдать предпочтение одному из вариантов. Оба они имеют достоинства.
Например, “планирующее” положение позволяет завершить гребок руками на меньшей глубине и без затруднений вывести их вперед. Оно более динамично и требует постоянной опоры о воду руками. Энергия, затрачиваемая на выход плечевого пояса вверх, переводится в поступательное движение тела вперед, помогает растянуть мышцы туловища и подключить их к гребку руками. В свою очередь, “плоское” положение тела обеспечивает наименьшее сопротивление продвижению вперед.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #24 - 28.02.05 :: 14:47:58
 
Движения ногами
Движения ногами одновременны и симметричны. Условно можно выделить фазы подтягивания и отталкивания.Подтягивание ног — подготовительные движения. Они выполняются “узко”, часто — на ширине таза.
В исходном положении ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды. Подтягивание начинается с плавного сгибания ног в тазобедренных и коленных суставах. Бедра немного опускаются вниз, а расслабленные голени движутся пятками к ягодицам почти вместе или на ширине таза. Голени и стопы все время укрыты за бедрами и тазом от встречного потока воды. Колени разводятся в стороны незначительно. Когда пятки приближаются к ягодицам, колени и стопы расходятся чуть больше. Степень сгибания ног в тазобедренных суставах в заключительной фазе подтягивания около 120—140°, а голень занимает вертикальное положение.
Подтягивание выполняется с ускорением к моменту разворота стоп носками в стороны, а пятками внутрь. Сам разворот осуществляется молниеносно, и сразу же начинается отталкивание.
Отталкивание — рабочая фаза движений ног. Круговым захлестывающим движением ноги смыкаются, разгибаясь в коленных и тазобедренных суставах. В первой части отталкивания стопы движутся по дуге наружу-назад. В это время колени сводятся немного внутрь и все движение носит хлыстообразный характер. Если стопы больше движутся назад, чем наружу, а колени остаются почти на одной ширине, то гребок имеет “поршнеобразный” характер.
Во время отталкивания разгибание голени сочетается с разгибанием бедра. Это позволяет сохранить стопам и голеням выгодное для опоры о воду положение почти на всем протяжении гребка. Стопы движутся больше назад, чем вниз.
В конце отталкивания бедра выходят вверх, ноги выпрямляются и тотчас расслабляются. Стопы в конце гребка могут встретиться, а могут остаться на небольшом расстоянии друг от друга. Подчеркнутое силовое смыкание ног в конце отталкивания в современных вариантах техники не встречается. Во время отталкивания пловец ощущает опору внутренней поверхностью голеней и стоп, а затем и подошвами.
 
Согласование движений
Наиболее распространенный вариант — последовательное согласование рабочих движений рук и ног при отсутствии пауз в движениях руками. Во время основной части гребка руками ноги остаются почти прямыми, они лишь незначительно начинают сгибаться в коленях. Основное сгибание ног для выхода их в рабочее положение падает на фазу движения рук внутрь и вперед. Вдох выполняется во второй половине или в конце гребка руками. Это рациональный и в то же время достаточно стабильный (“надежный”) вариант координации. С такой координацией движений плыли чемпионы Мюнхенской олимпиады среди мужчин Н. Тагучи и Д. Хенкен.
Наиболее труден вариант темпового брасса, в котором фазы рабочих движений рук и ног частично совпадают. Одновременно выполняются примерно последняя треть рабочего движения ногами и первая треть гребка руками. Это создает хороший импульс для продвижения пловца вперед. Помимо рабочих фаз частично совпадают фазы подготовительные: выведение рук вперед, подтягивание ног и вдох.
С такой координацией движений плавают Н. Панкин и олимпийская чемпионка на дистанцию 100 м американка К. Карр. С небольшим слиянием рабочих движений руками и ногами плавали призер последнего чемпионата Европы А. Гребенникова и чемпионка страны 1972 г. Л. Порубайко. Подобное согласование движений можно было видеть и у олимпийской чемпионки 1972 г. на дистанцию 200 м австралийки Б. Уитфилд.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #25 - 28.02.05 :: 14:53:08
 
История развития способа кроль на груди
Кроль на груди—наиболее популярный и быстрый способ плавания. Одиннадцать номеров программы Олимпийских игр 1972 г. были посвящены кролю (8 личных номеров и 3 эстафеты). Кроль по праву считается основой начального обучения и общеплавательной подготовки пловца независимо от его специализации.
Применение кроля в спортивных состязаниях относится к началу нашего столетия. Это был двухударный кроль, который отличался от современного тем, что пловец, высоко держа голову, выполнял короткий гребок, сильно сгибал ноги в коленях и ударял стопой и голенью, по поверхности воды. Такой вариант кроля называли австралийским. Он применялся пловцами Австралии, Европы и Америки. Вскоре его стали совершенствовать. Тело пловца лежит в воде более плоско, ноги выполняют частые попеременные движения с незначительным сгибанием в коленях и небольшим размахом стоп в воде. Такие движения ногами назвали “независимыми”, так как они допускали не только два, но и шесть ударов ногами в одном цикле движений рук.
Таким шестиударным кролем плавал победитель Олимпийских игр 1924 и 1928 гг. американец Д. Вейсмюллер. Его техника плавания долгие годы служила образцом. В ней было много рационального и прежде всего согласование движений рук. Д. Вейсмюллер и его тренер считали слишком быстрое движение руки над водой ошибкой (когда одна рука “догоняла” другую). После входа в воду рука полностью не выпрямлялась и не задерживалась в наплыве, а тотчас начинала гребок. Движениям рук отводилась ведущая роль. В технике пловца отмечались и консервативные элементы: прогнутое (“планирующее”) положение тела, стабильное положение туловища относительно продольной оси.
На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. большую победу одержали японские кролисты.Они продемонстрировали вариант “планирующего” (“скользящего”) кроля. Движения руками над водой были короткими и быстрыми. После входа в воду рука выпрямлялась и долго задерживалась в наплыве. В согласовании рук наблюдался “обгон”: в момент входа одной руки в воду другая только начинала гребок. Длинному гребку руками помогали интенсивные движения ногами, глубоко погруженными в воду. Увлечение техникой японского кроля надолго затормозило развитие этого способа плавания во многих странах.
В наше время элемент “обгона” в движениях руками у ведущих пловцов мира не встречается, хотя еще совсем недавно этот элемент техники можно было наблюдать у чемпиона Европы 1970 г. на дистанции 1500 м —западногерманского пловца Г. Фасснахта.
Технику плавания шестиударным кролем в совершенстве освоили в довоенные годы советские пловцы. В 1935 г. Н. Борисов проплыл дистанцию 100 м за 59,8. Весной 1941 г. В. Ушаков преодолел эту же дистанцию за 57,0, что было лишь на 0,6 сек. меньше рекорда мира.
В 50-х годах американские специалисты плавания вернулись к непрерывному согласованию в движениях рук. Одновременно они попробовали на средних и длинных дистанциях ослабить движения ногами за счет пропуска ударов, приходившихся на среднюю часть гребка рукой. Движениям стала отводиться лишь компенсаторная, уравновешивающая положение тела роль. Так появились многочисленные варианты кроля с “проволакиванием” ног: четырехударный и менее распространенный кроль с неодинаковым количеством ударов ногами (левой, правой), приходившихся на один цикл. Тело пловца стало лежать в воде более ровно, а голова — низко. Для характеристики положения тела возник специальный термин — “плывущее бревно”.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #26 - 28.02.05 :: 14:54:02
 
Техника кроля с проволакиванием ног как индивидуальная манера пдаваиия для отдельных спортсменов рациональна. Однако по своим возможностям она, несомненно, уступает классическим вариантам двух- и шестиударного кроля.
В эти же годы среди американских и австралийских пловцов завоевал популярность гребок с высоким локтем и вращением предплечья. Правда, утрированное удержание локтя у поверхности воды и гребок в стороне оказались малоперспективными.
На Олимпийских играх 1956 г. в Мельбурне австралийские пловцы доказали своими успехами, что они являются хранителями лучших традиций в кроле. Они усилили захват и длинный гребок согнутой рукой при помощи вращения туловища. Довели до совершенства непрерывность в движениях руками. Чемпионы Олимпийских игр Д. Фрезер, Л. Крепп, Д. Хенрикс плыли шестиударным кролем. Лишь М. Роуз (победитель на дистанции 400 м) вместо шестого удара приставлял левую ногу к правой и проволакивал ее в этом положении.
В Мельбурне хорошее впечатление оставила и техника советских кролистов (мужчины). В эстафете 4Х200 м они завоевали бронзовые медали.
Шестиударный кроль доминировал и на Олимпийских играх 1960 и 1964 гг. Однако уже в Токио на длинных и средних дистанциях успешно выступили пловцы, использовавшие движения ногами с проволакиванием.
Через 4 года в Мехико во всех 8 личных номерах программы плавания вольным стилем среди победителей не было ни одного представителя шестиударной координации. Австралийский спортсмен М. Уенден плыл классическим двухударным кролем, а американцы Д. Мейер и М. Бартон — двухударным с небольшим скрещиванием ног.
В Мюнхене,, на XX Олимпийских играх, спортсмены, плывшие шестиударным кролем, вновь подтвердили прочность своего положения — они завоевали 5 золотых медалей из восьми, не считая эстафет. Лишь австралийка Ш. Гоулд (победительница на дистанциях 200 и 400 м) и М. Бартон (победитель на дистанции 1500 м) плыли двухударным кролем. Во время проведения эстафет в команде США (победители в эстафетах 4Х 100 м и 4х200 м вольным стилем — мужчины) один только М. Тейлор применил двухударный кроль. Все остальные спортсмены плыли шестиударным кролем. Да и М. Тейлор на финишном отрезке 200-метровой дистанции перешел на шестиударный кроль.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #27 - 28.02.05 :: 14:55:35
 
Техника плавания способом кроль
 
Положение тела
Тело пловца занимает выпрямленное, обтекаемое и почти горизонтальное положение у поверхности воды. Угол наклона головы к продольной оси тела составляет 20—35°. Пловец смотрит под водой вперед-вниз. Уровень воды проходит у линии волос или у бровей. Положение головы влияет на общее положение тела. Приподнимание головы ведет к излишнему прогибу туловища и увеличивает лобовое сопротивление; опускание — к “зарыванию” в носовую волну, что также тормозит продвижение. При плавании с соревновательной скоростью плечевой пояс, спина, а иногда и ягодицы обнажаются, бедра выходят к самой поверхности. Туловище ритмично поворачивается влево и вправо вокруг продольной оси. Такие кол****ия туловища можно сравнить с креном лодки во время движения. У пловцов крены тесно связаны с движениями руками. Они помогают выходу руки из воды и ее движению по воздуху, началу гребка другой рукой, сохранению равновесия тела. Наибольший поворот тела приходится на момент вдоха. Это облегчает вдох и позволяет выполнить его с минимальным движением головы в сторону. Величина крена тела доходит до 40—45°. Она зависит от варианта техники, индивидуальной манеры плавания и темпа. С увеличением темпа плавания поворот тела уменьшается.
 
Движение руками и дыхание
В цикле движений рук условно выделяют фазы: вход руки в воду и захват; основную часть гребка; выход руки из воды и движение ее над водой (по воздуху).
Вход руки в воду выполняется плавно, но быстро. Ладонь повернута вниз-назад, пальцы слегка округлены. В воду последовательно погружаются: пальцы, запястье, локоть, плечо. Локоть удерживается выше кисти и на всем протяжении входа в воду и захвата направлен в сторону. Вариант плоского погружения руки в воду, когда она касается поверхности одновременно ладонью, плечом и предплечьем, у пловцов высокого класса не встречается.
Иногда при рассмотрении подводных кинограмм создается впечатление, что в момент входа руки в воду локоть расположён ниже, чем кисть. Как правило, такое впечатление создается благодаря высокой передней волне, сквозь которую проходит плечо.
Рука входит в воду близко к средней линии тела, или между ней и линией плеч, или на ширине плеч. В этот момент плечевой пояс находится параллельно поверхности воды, пловец смотрит под водой вперед-вниз, как бы контролируя движение рукой.
В современных вариантах кроля уже в момент прохода кисти через переднюю волну, возникающую у головы пловца, пловец хорошо ощущает обтекание ладони встречным потоком воды с большой скоростью.
Сразу же после входа в воду начинается захват. Пловец смещает руку вперед-вниз, сгибает кисть и предплечье, выводя их в положение, выгодное для гребка.
Различают два основных варианта входа руки в воду и захвата. В первом вслед за кистью в ту же самую “точку”, словно копье, в направлении вперед-вниз проскальзывают предплечье и плечо. Рука почти полностью выпрямляется и плавно начинает захват. Этот вариант входа руки в воду встречается чаще у пловцов, применяющих шестиударный кроль. С увеличением темпа угол входа руки в воду возрастает.
Во втором варианте рука энергично и более круто входит в воду сверху вниз и несколько сбоку, значительно меньше выпрямляется в локтевом суставе и сразу же начинает гребок движением кисти и предплечья вниз-внутрь-назад. Это скользящее движение в наклонной плоскости, которому эффективно помогает поворот плечевого пояса, создает силы, необходимые для продвижения пловца вперед. Такой вариант характерен для спортсменов, плавающих двухударным кролем, особенно на спринтерских дистанциях.
Основная часть гребка выполняется со сгибанием и разгибанием руки в локтевом суставе. Это позволяет выполнить движение кистью по наиболее эффективной траектории.
Кисть выводится под среднюю линию тела и движется вдоль нее с небольшими отклонениями. В связи с кренами тела кисть оказывается в начале гребка впереди и под боком, в середине — под грудью и животом, в конце — под тазом и у бедра.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #28 - 28.02.05 :: 14:56:11
 
Угол между плечом и предплечьем увеличивается к середине гребка. Здесь его величина составляет в зависимости от варианта техники и ее индивидуальных особенностей 90—120°. Чрезмерное сгибание.руки в локте укорачивает рычаг приложения силы и уменьшает опору о воду.
В средней части гребка кисть выполняет основное свое движение в наклонной плоскости в направлении спереди назад. Оно совмещается с вращением предплечья назад-наружу в той же плоскости. По своей природе это вращение сходно с вращением предплечья в начале гребка с высоким локтем. Оно хорошо выражено у стайеров при гребке более согнутой рукой.
Это вращательное движение в основном и обусловливает эллиптическую траекторию гребка, которую мы отмечаем у кролиста, глядя на него снизу.
Петлеобразная траектория гребка, которую мы видим в боковой плоскости, также зависит от сгибания и вращения руки в локте. Первая половина петли у большинства пловцов расположена ниже второй. Она отражает глубину положения ладони в начальной фазе гребка. Чем быстрее пловец сгибает руку и вращает предплечье в начале гребка, тем площе оказывается форма петли. Однако петля будет иметь выраженную ступенчатую форму, если сгибание и вращение руки осуществляются в основном во второй половине гребка.
Гребок выполняется с ускорением. Важно не потерять ощущения давления воды на ладонь в момент, когда рука минует вертикаль и пловец как бы переходит от подтягивания к отталкиванию.
Положение ладони — существенный момент техники. Пловец старается удержать плоскость ладони перпендикулярно к поверхности воды.
Для этого он во второй половине гребка постепенно расслабляет запястье и разгибает кисть, но так, чтобы не потерять опору о воду. Предплечье также удерживается в положении, наиболее близком к вертикали. В конце гребка рука полностью не выпрямляется в локтевом суставе. Даже когда локоть оказывается над поверхностью воды, рука остается немного согнутой и продолжает отталкивать воду назад.
Завершается гребок мощным скользящим движением предплечья и кисти вверх-назад. Этому движению руки помогает крен туловища на противоположный бок.
Выход руки из воды и движение ее по воздуху осуществляется локтем вверх. У спринтеров кисть выходит из воды сразу же за линией таза, у стайеров — несколько дальше, у бедра. Движение кисти выполняется без рывков и виляний. Затем рука, согнутая в локте, движется над водой вперед. Мышцы кисти, предплечья и плеча расслаблены. Кисть движется вблизи тела.
Движение рукой над водой должно выполняться в едином ритме, возможно меньше нарушать обтекаемое положение тела и координироваться с гребковым движением другой рукой. Ошибкой будет как замедленное, так и слишком быстрое движение рукой над водой.
Согласование движений рук обеспечивает непрерывность и плавность тяговых усилий от попеременных рабочих движений. Когда одна рука завершает гребок, другая подхватывает его. В это время пловец ощущает опору о воду ладонями обеих рук.
Рациональное согласование движений рук (иногда говорят — “сцепление”) контролируется по таким ключевым позициям:
1. Во время входа одной руки в воду другая завершает гребок. Чтобы сохранить равновесие сил, действующих на тело, пловцу приходится без промедления начинать гребок.
2. Во время движения руки в воде под плечевым суставом другая рука двигается по воздуху над суставом. Здесь также возникает неустойчивое динамическое положение. Сбалансировать движения удается лишь при хорошей опоре гребковой рукой о воду. Это заставляет пловца выполнять гребок качественно.
Наверх
 
 
  IP записан
Natai
Экс-Участник



Re: Плавание
Ответ #29 - 28.02.05 :: 14:56:59
 
Дыхание осуществляется поворотом плечевого пояса и головы в сторону с последующим возвращением в исходное положение. Повороты головы не должны нарушать непрерывности в движениях руками и равновесия тела. Вдох и выдох выполняются легко и непринужденно — вдох через рот, выдох через рот и нос.
Голова поворачивается для вдоха, как только пальцы противоположной руки войдут в воду. Распространенная ошибка — поворот головы раньше этого момента, хотя вход ладони в воду пловец хорошо ощущает и может контролировать зрительно. Сам вдох приходится на момент выхода руки из воды. После вдоха голова вместе с плечевым поясом поворачивается в исходное положение. Если это движение выполнено своевременно, пловец увидит под водой вход руки в воду, под которую делается вдох.
В варианте “позднего” вдоха голова задерживается в исходном положении, пока рука не начнет выходить из воды. Вдох делается под руку, в первой половине ее пути над водой.
В любом варианте дыхания, если оно выполняется правильно” вход рук в воду приходится на стабильное положение головы, обращенной лицом вперед-вниз.
Постепенный выдох начинается, как только лицо окажется в воде. В момент, когда рот пловца вновь приблизится к поверхности воды, выдох усиливается.
Наиболее распространенным и естественным являются один вдох и выдох на полный цикл движения рук. Так как в одном цикле предусмотрено два гребка руками, то вдох выполняется в соотношении 1:2 и в одну сторону. Хорошо подготовленные пловцы применяют на соревнованиях вдох на три гребка руками (в соотношении 1:3). В этом случае голова поворачивается для вдоха в левую и правую стороны. Такой вариант дыхания позволяет пловцу наблюдать за соперниками, плывущими справа и слева. На 100-метровой дистанции наиболее подготовленные пловцы применяют дыхание в соотношении1:4, а также специально задерживают дыхание на первых 15—20 м и на последних 8—12 м дистанции. Задержка дыхания на финишном отрезке дистанции довольно часто используется пловцами
 
Движения ногами
Движения ногами обеспечивают равновесие тела, придают ему обтекаемое положение, усиливают отдельные фазы движения руками. В некоторых вариантах техники движений ноги, по-видимому, вносят свою, хотя и небольшую, долю в создание сил тяги. Движения ногами будут рациональными до тех пор, пока они не влияют на темп движения руками и не нарушают их непрерывного согласования.
Ноги выполняют встречные движения сверху вниз и снизу вверх. Движение вниз является основным. Оно выполняется наиболее энергично и в практике спортивного плавания получило название “удара”. Движения ногами выполняются почти в сагиттальной плоскости тела.
В связи с кренами тела изменяется и плоскость, в которой двигаются ноги. Как правило, наиболее акцентированные (“мажорные”) удары выполняются в наклонной плоскости. Ноги начинают свое движение от бедра. Важным элементом техники является обгон бедром голени и захлест стопой.
Из крайнего нижнего положения нога начинает движение вверх и большую часть пути проходит прямой. Лишь в последней части своего движения вверх она сгибается в коленном суставе до тех пор, пока стопа не выйдет к поверхности воды. В то время когда стопа еще движется вверх, бедро меняет направление и, опережая стопу и голень, начинает опускаться вниз.
Движение вниз осуществляется с разгибанием ноги в колене. Это наиболее эффективная фаза. Она также выполняется с обгоном бедром голени. В то время как голень еще разгибается в колене и движется вниз, бедро начинает движение вверх. Это позволяет выполнить быстрый и захлестывающий удар стопой вниз.
Ноги двигаются с небольшим размахом, чтобы не увеличивать встречное сопротивление воды телу. Вода сзади пловца вспенивается. Брызги и удары стоп по поверхности — свидетельство излишнего сгибания ног в коленях. Стопы полностью расслаблены. Они сгибаются и разгибаются в основном под воздействием встречного сопротивления воды. При движении стопы вниз поток воды несколько разворачивает ее носком внутрь. Это движение может стать естественным лишь при хорошей подвижности в голеностопном суставе.
В отдельных вариантах техники плавания движения ногами не являются активными. При плавании с полной координацией движения ноги остаются все время почти полностью расслабленными и выполняют лишь легкие движения вверх и вниз с очень небольшой амплитудой.
Набегающий поток воды помогает удерживать ноги у самой поверхности. Вода обтекает пловца с меньшим образованием вихрей, чем при интенсивных движениях ногами.
Наверх
 
 
  IP записан
Страниц: 1 2 3 4 
Послать Тему Печать