Caboom
Moderator
Optima dies... prima fugit.
Сообщений: 1841
Пол:
|
Planetes Практически все художественные произведения (фильмы/аниме), в которых фигурирует космос, страдают одной нехорошей болезнью. В них совсем нет правды. Космические взрывы бабахают так, что звенит в ушах, корабли (мехи), у которых прекращают работать двигатели, постепенно останавливаются, стремительно летящие могут поворачивать чуть ли не под острым углом. О такой вещи, как траектория полёта вспоминают, дай боже, лишь в каждом пятом произведении. Полный беспредел. Разумеется, ещё давным-давно было известно, что с Doulby-что-то-там смотреть прикольнее, нежели в тишине. И скоростные манёвры «смесь полёта истребителя и прыжков ниндзя» смотрятся куда эффектнее, чем расчёт траектории движения. Но всякая эффектность очень быстро приедается. И очередной раз звучащий взрыв космического корабля лишь вызывает затаённую скуку. Потому, что это УЖЕ не эффектно. И это неправда. И это не оригинально. Это никак. Обычная второсортная декорация. Именно потому «всего лишь» следование законам физики в Planetes воспринимается почти как чудо, как гимн разуму и свету знаний. Да! В космосе звуки не распространяются. Да! Тело, равнодействующая сил на которое равна нулю, двигается равномерно-прямолинейно, а не тормозит как машина с остановленным двигателем. Да! В невесомости сложно и опасно курить, пить надо только через трубочку со смачиванием стенок, а туалет... (ладно, не будем об этом). Это сделали. Аниме, в котором с максимально возможным правдоподобием воссоздали физику. Не какую-то там особую физику космоса. Просто воссоздали законы физики. Паскаля, Ньютона. Те самые, что изучаются в средней школе. И получилось просто до изумительного хорошо. Отдельные мелочи, отличающие быт космический от быта привычного, сами по себе ничего не значащие, вместе создают атмосферу правдоподобности. Ту самую атмосферу, которой так не хватает в большинстве фантастических произведений (особенно в фильмах, аниме, в общем, во всём, где что-то двигается на экране). Разумеется, есть масса физических ляпов. Но это именно ляпы, недосмотр сценаристов и аниматоров, а не глобальное махание рукой на физику. И именно потому, что можно указать на ляпы, можно признать — есть к ЧЕМУ можно придраться. Отдельные дырки в заборе, а не две палки в поле. Вместе с реалистичностью физики, в Planetes и социальные, и политические, и просто человеческие отношения сделаны на удивление достоверно. Фактически, Planetes сейчас, в XXI веке, делает то, что делала научная фантастика в середине прошлого. Пытается предугадать, каким будет оно, будущее. Его светлые и тёмные стороны. Держась в стороне от утопий и антиутопий, без истеричности и маниловщины. Проблемы не уходят, они обретают новую форму. Терроризм, проблема «золотого миллиарда», диктующего свою волю остальному человечеству — всё это есть. Пожалуй, ещё одно достоинство «Планеты странников» в том, что, говоря даже о такой ажиотажной теме, как терроризм, они остаются предельно реалистичными. Вместо столь любимых голливудом и СМИ образов «бездушных убийц детей и невинных людей» террористы — люди. Пытающиеся защитить свои неотъемлемые права ценою и своей и чужих жизней (помнится мне чьё-то высказывание: «неотъемлемые права человека это те, при попытке отнять которые, народ выходит на баррикады»). Осуществить злым и жестоким методом. Становясь при этом безусловными преступниками. Становясь социальной проблемой, с которой нужно бороться всеми средствами. Становятся олицетворением зла. Но, при этом всё же несущими за собою правду. Диалектика... В Planetes, помимо фантастической составляющей есть ещё одна. Эмоциональная. Будь это просто футуроспектива, пусть и разумный, но взгляд лишь на технику будущего, что-то, подобное книгам Артура Кларка, Planetes не вызвало бы такого восторга. Максимум — интерес и любопытство. Великолепно показаны люди. Сомнения, поиск себя и своей роли. Ощущение от сериала меняется вместе с переживаниями главных героев. От средней руки розово-пушистой космооперы, до мизантропического «колеблющегося подтолкни». Космос — символ человеческого могущества, символ силы разума. Но человек приносит с собою всё, что свойственно человеку. И сияние чистого разума, наивные и открытые эмоции, и политику, дрязги, войны, интриги. Человек всюду остаётся человеком. Создающим Венеру Милосскую и обламывающим ей руки. Строящим Александрийскую библиотеку и её сжигающим. Создающим города и уничтожающим их нажатием кнопки. Рождающим жизнь и её уничтожающим. Человек всюду остаётся человеком. Даже в космосе. Именно через этот, противоречивый, но правдивый фон, в Planetes растёт надежда. Не утопическое «всё будет хорошо», а именно надежда. Пусть, через беды, пусть через войны, через подозрительность и ненависть, но разум всё же идёт вперёд. Из Рима, пусть руками варваров, но всё же идёт в Париж. Из Лондона, пусть руками работорговцев и пиратов, к Нью-Йорку. Пусть руками зэков, но на орбиту Земли. Пусть руками военных, но на Луну. И вот новая цель — Юпитер. -------------------------------------------------------------------------------- © 02.10.2004
|