Городской форум Удомли
http://second.udomlya.ru/forum/YaBB.pl
Тематические разделы >> Культпросвет >> Очарованные паром. Многоликий стимпанк
http://second.udomlya.ru/forum/YaBB.pl?num=1144941837

Сообщение написано Sypherot 13.04.06 :: 19:23:56

Заголовок: Очарованные паром. Многоликий стимпанк
Создано Sypherot 13.04.06 :: 19:23:56

Вступление.
Стимпанк - это подвид фантастики, действие которго происходт в мире, где главенствуют технологии паровых машин. Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (предже всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. Иневажно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодар клмиксам, ролевым играм и аниме.
Не кипятитесь, панки
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, - а почему, собственно "панк"?
Как и в случае с киберпанком, вторая часть означает лишь то, что произведения должны быть основаны на "панковских" идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово "панк" в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками"Анархия" на лбу, а персонажей - ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общственных институтов.
Термин "стимпанк" впервые оупотребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала "Locus" в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценанриям своего "старшего брата" с механическим пееносом действия в реальность, где хозяйничают паорвые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. "Панковское" отношение главных героев к окружающей их действительности оставалось без каких-либо существенных изменений.
Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной "альтернативной" вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия укршалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепринятые мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные моменты - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика "старой доброй Англии". Именно таким мы знаем его теперь.

Заголовок: Re: Очарованные паром. Многоликий стимпанк
Создано Sypherot 14.04.06 :: 11:43:26

На всех парах
С "панком" мы разобрались - но как быть с паром? В отличие от киберпанка стимпанк основан на реальных или, по к райней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в симпанке традиционно ориентрируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара - это и дало название всему жанру.
Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил ("Шар Эола" - боа ветра) - врашщающийся под давлением пара металлический шар.
Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый "диолкос" - вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (праобраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование "архаичных" разновидностей стимпанка.
Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем (о ней известно очень мало - речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат).
Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода "Клермонт", построенного амерканцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльныи, а пароходы - живучими. Уже через десять-птнадцать лет они срьезно потеснили парусные суда.
Что касается "сухопутных" паровых машин, о пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Кунью (1725-1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы перевозить пушки. Его "fardier a vapeur" (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час.
В 1771 году "паровая телега" Куньо случайно врезалась в стену. Это было первое в мире ДТП с участием "автомобиля".
Английский изобретатель Ричард Тревитик продолжил дело Куньо и представил на суд публике "Пыхтящего дьявола" - первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя - более удачный "Лондонский паровой экипаж".
В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с "лошадиным приводом").
Паровозы и пароходы не только "приблизили" друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев.

Заголовок: Re: Очарованные паром. Многоликий стимпанк
Создано Flyer_get_back 15.04.06 :: 20:29:02

"Стимпанк в картинках"


http://www.udomlya.ru/~voodoo/French-exp-1860_reduc.jpg

                                 
Французский паро-робот

http://www.udomlya.ru/~voodoo/Goliath_Rig_reduc.jpg

                                 
Американский Голиаф

http://www.udomlya.ru/~voodoo/Jefferson_reduc.jpg

                                               
Паро-робот Джеферсона

http://www.udomlya.ru/~voodoo/KansasAttacks_reduc.jpg

Атака на Канзас

Заголовок: Re: Очарованные паром. Многоликий стимпанк
Создано Dr.Bactory 20.04.06 :: 01:07:54

Точна точна...помню помню..советский мульт про паровозик, собирающий ромашки...точно стимпанк...параллельная реальность итд

Заголовок: Re: Очарованные паром. Многоликий стимпанк
Создано Sypherot 20.04.06 :: 17:17:10

На всех парах (продолжение)
Казалось, будто для человечества больше не осталось преград. Но паровой двигатель царил на планете лишь 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей - нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один - самый главный - недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, вто время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными - они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригдны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность пр значительном уменьшении размеров.

Городской форум Удомли » Powered by YaBB!
YaBB © 2000-2005. All Rights Reserved.